Эстетическое воспитание подростков средствами изобразительного искусства

Главная \ Молодежь. Наука. Образование \ Юлия Иовлева: Эстетическое воспитание подростков средствами изобразительного искусства
← Предыдущая Следующая →
0

Юлия ИовлеваСоциально-экономические преобразования в обществе привели к снижениям ценности культуры, нравственных устоев и социальных норм жизни. И как следствие, оказали существенное влияние на культурные потребности определенной части подростков, что привело к росту антигуманной направленности, проявлению асоциальных поступков, агрессии, искажению идеалов, возведение в особую ценность личного и материального благополучия. Исходя из этого возникает потребность в поиске путей преодоления проблем воспитания подрастающего поколения, и прежде всего эстетического. Именно эстетическое воспитание развивает творческое мышление, расширяет возможности в поиске новых путей решения проблем воспитания и является одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. 
Подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления. В этот период меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы, при помощи которых подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации [5]. Подростковый возраст один из самых сложных периодов в жизни человека, ибо именно в этом возрасте человек начинает укрепляться в обществе, психологически расти. 
Специфика эстетического воспитания подростков состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия на чувства ребенка, обогащая их и способствуя выработке эмоциональной отзывчивости. Еще К.Д. Ушинский писал, что дети «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе» [1].
Само же значение слова «эстетика» по словарю Брокгауза и Ефрона звучит следующим образом:
Эстетика — особая отрасль философии, занимающаяся красотой и искусством. Термин «эстетика» происходит от греческого αίσθετικός, что значит «чувственный», и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в "Критике чистого разума" [4]. Следовательно, исходя из этого, эстетика изучает закономерности чувственного освоения действительности, сущность и формы творчества по законам красоты. Став наукой о красивом, она сама собой оказалась одновременно и наукой об искусстве. Т.о. эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в природе, искусстве, и всей окружающей действительности. Главной целью эстетического воспитания является воспитание в человеке эстетической культуры, включающую следующие компоненты:
Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
Чувства – эмоциональная оценка прекрасного. 
Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве. 
Основными задачами эстетического воспитания являются:
1) развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окружающем мире. Для появления у подростков способности воспринимать прекрасное необходимо эстетическое образование. Задача педагога – сформировать у подростков способность быть чуткими к природе и искусству. Это относится прежде всего к таким видам искусства, как живопись, скульптура, музыка, литература;
2) воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное. Эстетический вкус сложно сформировать, потому как у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции. Для формирования эстетического вкуса нужно не столько сформировать традиционные представления о прекрасном, сколько научить соотносить эстетические вкусы разных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности со своими личными [3].
Актуальной задачей эстетического воспитания подростков средствами изобразительного искусства является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их эстетическую сущность. Эмоционально-эстетическое восприятие изображаемых предметов предполагает направленность зрительного восприятия на те особенности предметов, которые выражают их эстетическое содержание: пропорциональность, изящество, гармоничность. Важное значение в формировании у подростков способности эстетически воспринимать изображаемые предметы, по мнению В.С. Кузина, имеет выработка определенной установки в восприятии с учетом опыта, интересов и отношения человека к окружающей действительности [1]. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека. В процессе воспитания происходит приобщение подростков к эстетическим и художественным ценностям и перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе развиваются способности человека к эстетическому восприятию и переживанию, эстетический вкус и представления об идеале. 
Структурными элементами эстетического воспитания являются: 
а) эстетическое образование, определяющее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности, что является необходимым условием творчески развитой личности, действующей по законам красоты;
б) художественное воспитание, формирующее и развивающее художественную культуру личности в единстве знаний и навыков, ценностных ориентаций, направленных на совершенствование личности; 
в) развитие творческих потребностей и способностей.
Роль эстетического воспитания для подростков чрезвычайно важна, т.к. эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает положительное влияние на развитие свойств, входящих в творческий комплекс личности. Одним из важнейших средств решения проблемы эстетического воспитания подростков выступает искусство. 
Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения изобразительного искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и декоративно-прикладное искусство.
Уникальность каждого вида искусства представлена своеобразием его художественного языка, оказывающего особое воздействие на человека. Например, скульптура наглядно передает объемную, пластическую выразительность тела, тем самым способствуя развитию у детей способности воспринимать его форму, гармонию и т.д. Живопись же обращена к нашему восприятию чувства формы и цвета; созерцая живописное полотно, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией, расположением фигур и выразительностью рисунка. Все это позволяет человеку понять и раскрыть художественный образ произведения, соприкоснуться с внутренним миром художника, выразить свое отношение к содержанию картины.
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить и понять самого себя. Рисуя, человек дает выход своим эмоциям, чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Русский художник и педагог П. П. Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, искусство есть продукт души, духа человеческого, искусство суть тех сторон человека, которыми он стоит выше всего на земле» [2]. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Воспитание подростков средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и беседы, участие в выставках, конкурсах.
На беседах по истории изобразительного искусства на примере работ художников педагогом могут затрагиваться темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства подростков. При этом важно рассматривать как композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, так и обращать внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях, давать им оценку. При беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог может раскрывать тему семейного воспитания и взаимоотношений между членами семьи. Анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед человеком красоту окружающего мира.
Участие в выставках тоже имеет эстетически воспитательную направленность. Роль таких конкурсов в воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, подросток получает возможность продемонстрировать свою работу, творческие достижения и получить оценку своих трудов. 
Что же приобретают люди от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Воспринимая произведения искусства, человек становиться наблюдательным и эмоционально отзывчивым. Искусство создаёт радость общения, формирует умение сопереживать, учит фантазировать, человек начинает “видеть” и “слышать” в произведении что-то своё, у него возникает желание самому создать красивое. Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогает подростку познавать истину, добро, красоту. 
Встреча с явлением искусства не делает ребенка сразу эстетически развитым, поэтому задачей педагога является воспитание у школьников способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Нами рассмотрены лишь некоторые аспекты эстетического воспитания подростков. Данная проблема является актуальной для теории и практики социокультурной деятельности и требует дальнейшего ее исследования.

Список использованных источников:
1. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-27. – С. 6078-6082;
2. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.// Раздумья. 2012г. С.74-77. 
3. Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. «Педагогика», М.: ЭКСПО, 2008.
4. Энциклопедический словарь. В 86 т. Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». — СПб.: Фирма «ПОЛРАДИС», АООТ «Иван Фёдоров», 1993—2003.
5. ,http://podrostok.68edu.ru/?p=5229 

 

Юлия Иовлева