МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Театральный мир всегда был и остается особенным пространством для объединения практически всех видов искусств и людей, чьи творческие профессии представляют собой красочную палитру. Во все периоды своего существования театр стремился реализовать те или иные задачи по воспроизведению действительности, отражению злободневности социальных событий и прочих, свойственных времени, реалий. Театр существовал «в своем времени» и в «своей зоне актуальности». В конце ХХ начале XXI века театр приобрел нового союзника – мультимедийные технологии.
Вопросы применения мультимедиа в современном театре, безусловно, нашли свое отражение в научных работах теоретиков и практиков. Среди основных стоит отметить труды И. Алдошиной, Е. Ампелоговой, Т. Астафьевой, А. Веллингтона, А. Денисова, И. Овчинникова, Д. Трубочкина, Е. Поповой, Е. Чичкановой и пр.
Появляющиеся новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии постановочного творчества и театрального дела [1, с. 13].
Театр по своей сути является синтетическим видом искусства, и интеграция мультимедиа технологий и искусства – это вполне естественный процесс. В настоящее время зритель может видеть, как в едином пространстве сценографии работают аудиовизуальное искусство, генеративное искусство, саунддизайн, меппинг и 3D, 4D, 5D, интерактивные инсталляции и прочие тренды мировых актуальных технологий. Все это на выходе рождает органичную, единую структуру [3, с. 46].
Современный спектакль с использованием мультимедиа отличается от классического варианта особой динамикой, интерактивностью, усиленным эмоциональным фоном, созданием виртуальной реальности, благодаря чему зритель не «выпадает», наблюдает театральное действо «на одном дыхании», погружается в атмосферу представления и становится ее участником. Важно отметить и то, что мультимедийность театрального искусства не является самоцелью, это многофункциональный инструмент для реализации основных идей режиссера.
Современный спектакль с применением мультимедиа – это особая форма театрального искусства, которая объединяет классические театральные устои и инновационные направления в сочетании с современными мультимедийными элементами; она порождает новые способы художественной выразительности и особую эстетику [2, с. 10].
Наиболее точно понять, какие мультимедийные технологии применяются сегодня, можно рассмотрев некоторые примеры. Здесь стоит отметить, что в первую очередь примечателен опыт России, поскольку театральное искусство наших государств имеет общие традиции и тенденции. Примечателен тот факт, что сегодня в российской практике появились спектакли, которые полностью реализуются благодаря мультимедийным технологиям, в них отсутствуют реальные актеры. К сожалению, белорусские театры на данном этапе развития пренебрегают существующими возможностями применения мультимедиа в постановочном процессе.
Интересен опыт постановки 3D спектакля в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади «Простор меж небом и Невой» (режиссер Екатерина Галанова, Фестиваль света, 2016 г.). Создатели оживили на фасаде Мариинского дворца петербургскую-ленинградскую память, воспроизвели мифы и реальные события, которые во многом предрешили судьбу России. Эпизоды спектакля разнообразны: легенда об основании города и орле, который спустился с небес; возведение Града Петрова и становление России как морской державы; великосветские балы; стихия Невы и наводнение 1824-го года; революционная Аврора; покаянный ангел на шпиле Петропавловки и черные стрелки блокадного кольца на карте Ленинграда; блокадная ночь и несгибаемая воля ленинградцев; распахнутые окна коммуналок…
Кроме видеоряда большое значение авторы уделили музыкальной партитуре, которая состояла из фрагментов классических произведений разных эпох и стилей – П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Стравинского, Л. Бетховена, В. Моцарта и пр. Стихи А. Пушкина, В. Маяковского, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама в исполнении Народного артиста Российской Федерации Н. Бурова и российской актрисы театра, кино и дубляжа А. Геллер связали музыкальное и образное повествование в единый многогранный текст [4].
В постановке полностью отсутствовало пластическое освоение художественного пространства. Идея исторического архитектурного ансамбля, выступая масштабным экраном для трансляции информационных композиций, сформировала комбинированную образную структуру зрелища. Сформированная 3D графика вовлекала зрителя в художественное пространство темы праздника. Поэтический текст художественного сопровождения зрелища был создан при помощи аудио-программ. Интернет-зрители, находящиеся у экранов мониторов, наблюдающие цвето-световые эффекты спектакля, получили качественную телевизионную картинку зрелищного события с выраженным художественным пространством. А зрители, которые непосредственно присутствовали на спектакле, были выведены из «зоны комфорта» в связи с высокой динамикой спецэффектов и масштабностью зрелища и увидели только его элементы. Однако, при всей инновационности спектакля отсутствие традиционных средств театра значительно снизило его художественную целостность [2, с. 11]
Также примечательна мультимедийная 3D реконструкция театральной постановки «Чайка» на сцене Александринского театра. Этот спектакль полностью реализован благодаря использованию мультимедиа. Актеры, как и прочие элементы спектакля визуализированы на основе реальных прототипов персонажей постановки пьесы «Чайка» А.П. Чехова на сцене императорского Александринского театра 17 октября 1896 года. Этот спектакль стал рубежом, который свидетельствовал о смене театральных систем. Именно с момента постановки данного спектакля ведет свой отсчет театр ХХ века, с его поисками новых театральных форм, нового театрального языка.
Процесс виртуальной реконструкции 1-ой картины спектакля «Чайка» на сцене Александринского театра был достигнут путем реализации следующих составляющих:
-
Создание исторического трехмерного образа сцены Александринского театра (вариант 1896 г.), а также необходимых элементов сцены (занавес, фурнитура, реквизит и аксессуары);
-
Создание неподвижных моделей фигур артистов в театральных костюмах. Модели были воспроизведены в технике акварели, т.е с использованием эскизов. Данный шаг позволил достичь необходимую степень подлинности моделей театральных костюмов и визуальное представление театральной реконструкции путем объединения 2D и 3D элементов между собой.
-
Создание системы перемен декораций и освещения (светопартитура) спектакля «Чайка» на сцене Александринского театра.
Для реализации инновационной реконструкции спектакля «Чайка» был создан ряд трехмерных моделей, который включал в себявнутреннее пространство Александринского театра, сценические декорации, предметы мебели и интерьера сцены.
Сама сцена и зрительный зал были созданы в соответствии с сохранившимися чертежами, замерами и фотографиями. Также были воссозданы некоторые элементы декора и интерьера зрительного зала (боковые ложи, ложи ярусов).
Так как подвесные декорации, в реальной постановке 1896 года, были изображены на марле и практически не имели толщины, графическим дизайнером было принято решение использовать обычные плоскости, т.е обычную стену, на которую была наложена текстура. Всего было создано двадцать три элемента подобных декораций. Помимо этого, для наполнения сцены был создан ряд трехмерных моделей мебели (стол, стулья и скамейка и т.д.) и элементов декораций (площадка беседки, рампа для красных фонарей и т.д.).
3D модели фигур актеров, воссозданных графическим дизайнером, также были помещены в трехмерную сцену по той же технологии, что и подвесные декорации. Это принципиальное решение, которое было принято во избежание объектной перегруженности, а также для более схематичного и визуально понятного расположения актеров на сцене. В общей сложности было размещено шестьдесят пять 3D моделей фигур актеров (при этом для каждого актера создавалось несколько положений).
Основываясь на архивной документации, под руководством профессионалов в театральной деятельности, в реконструкции было воссоздано сценическое освещение спектакля (создана светопартитура) в соответствии с техническими особенностями постановки 1896 г.
В ходе работы над реконструкцией 1-ой картины спектакля «Чайка» было продемонстрировано с помощью средств мультимедийных технологий перемещение моделей фигур актеров по существующей 3D модели сцены. Говоря о мизансценах спектакля, отметим, что здесь было принято решение представить их как повторение последовательных изображений, демонстрирующих размещение 3D моделей фигур на сцене, а также визуализировать диалоги, произносимые смоделированными актерами. В общей сложности, было создано порядка семидесяти трех мизансцен для 1-ой картины спектакля «Чайка».
Мультимедиа-реконструкция 1-ой картины спектакля «Чайка» – это попытка воссоздать уникальный образ исторического спектакля на основе сохранившихся материалов, путем использования современных мультимедийных технологий [5].
Таким образом, применение мультимедиа в театре – это зачастую не только синтез, но и полная замена декораций, живого звука, актеров. Мультимедиа на сцене – это не столько техническое оснащение, сколько способ работы с восприятием театрального искусства.
Список использованных источников
-
Астафьева, Т.В. Новые технологии в современном постановочном процессе (на материале театрального искусства Санкт-Петербурга 1990-2010 гг.): дис. … канд. искусствоведения / Т.В. Астафьева ; Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. – Санкт-Петербург, 2011. – 187 с.
-
Астафьева, Т.В. Современные критерии театральной инновации / Т.В. Астафьева // Znanstvena Misel. – 2018. – № 5 (18). – С. 9-11.
-
Веллингтон, А.Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра / А.Т. Веллингтон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 46-48.
-
«Простор меж небом и Невой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://projects.danceopen.com/projects/52-tseremonii/651-festival-sveta-v-sankt-peterburge1-2. – Дата доступа: 15.12.2018.
-
Столяров, Д. Мультимедийная 3D реконструкция театральной постановки «Чайка» на сцене Александринского театра (17 октября 1896) [Электронный ресурс] / Д. Столяров. – Режим доступа: https://habr.com/post/282237/. – Дата доступа: 15.12.2018.