Особенности формирование идеологической толерантности молодёжи Союзного государства

Главная \ Молодежь. Наука. Образование \ Особенности формирование идеологической толерантности молодёжи Союзного государства
← Предыдущая Следующая →
0

Особенности формирование идеологической толерантности молодёжи Союзного государства

 

Павел Валентинович Стасяк

Актуальность исследования. Современное устройство Союзного государства России и Беларуси характеризуется увеличением интенсивности сотрудничества как между представителями власти, так и представителями общественности. Развитие такого сотрудничество в период уникальной политической, социальной и экономической ситуации может строится на формировании единой идеологической толерантности. При правильном использовании такого инструмента воздействия на общество почти «на нет» сводится возможность возникновения каких-либо конфликтных ситуаций между гражданами как внутри Союзного государства, так и с представителями иных идеологий в будущем.

Стасяк П Потребность в формировании общей идеологической толерантности сегодня связана не только с возрастанием интереса углубленного изучения общеисторических фактов стран-участниц, но и с актуальным социально-политическим периодом развития Союзного государства.

Возрастающее давление со стороны Западных стран на социально-экономическое развитие Союзного государства и вмешательство в его внутреннюю политическую и социальную жизни создаёт потребность формирования и внедрения общей идеологической толерантности.

Ключевые слова. Союзное государство, идеологическая толерантность, культура, молодёжь Союзного государства, молодёжь, модель, метод, социализация.

 

Abstract. The modern structure of the Union State of Russia and Belarus is characterized by an increase in the intensity of cooperation between both government officials and members of the public. The development of such cooperation in a period of unique political, social and economic situation can be based on the formation of a common ideological tolerance. With the correct use of such an instrument of influence on society, the possibility of any conflict situations between citizens both within the Union State and with representatives of other ideologies in the future is almost “none”.

The need for the formation of a common ideological tolerance today is associated not only with the growing interest in an in-depth study of the general historical facts of the participating countries, but also with the current socio-political period in the development of the Union State.

The growing pressure from Western countries on the socio-economic development of the Union State and interference in its internal political and social life creates the need for the formation and implementation of a common ideological tolerance.

Keywords. Union State, ideological tolerance, culture, youth of the Union State, youth, model, method, socialization.

 

Степень научной разработанности. Внимание политических, общественных и религиозных деятелей, равно как и философов, социологов, психологов и представителей других наук, привлекал и продолжает привлекать поиск и применение средств построения гармоничного сосуществования представителей разных культур в рамках единых территории и государственной идеологии. При применении таких средств сегодня возникает необходимость внедрения и распространения понятия «идеологическая толерантность», не только на территории Союзного государства, но и за его пределы.

Конфуций, Аристотель и Платон – одни из первых, кто обозначил этическую проблематику исследования. Рассмотрение различных аспектов идеологической толерантности можно обнаружить в работах Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо и Ш. Монтескье.

Современные западные исследователи уделяют особое внимание изучению принципов толерантности и анализу их реализации в различных политических системах. Параллельно с «проталкиванием» своих ценностей на Восток изучается предел терпимости граждан, и возможность формирования в их сознании необходимого выгодного социального образа, способствующего дальнейшему развитию либеральных идей. В работах М. Уолцер и Дж. Грей обнаруживается предостережение продвижения либеральных ценностей на территории СНГ, ведь часто такое продвижение игнорирует сложившиеся культурные традиции региона и его евразийский характер. Контуры идеологической толерантности обнаруживаются в «теории возрастания роли политической толерантности» С. Стоуффера.

При анализе научных работ исследователей стран СНГ можно обнаружить следующие направления:

  • изучение общих вопросов межэтнической толерантности (В.М. Золотухин, П.К. Гречко и др.);
  • основы механизма преемственности идентичности (П.М. Лебедева и др.);
  • анализ политических, социально-экономических, религиозных и нравственных проблем (Д.В. Зиновьев, Б.В. Емельянов и др.);
  • объяснения развития и становления типов толерантности В.А. Лекторский и др.).

Социокультурная ценность, особенности функционирования и предпосылки понятия «идеологическая толерантность» содержаться в комплексном исследовании научного сборника под редакцией М.П. Мчедлова.

Изложенный выше материал позволяет нам говорить о том, что как в зарубежной, так и в научной литературе стран СНГ мы можем наблюдаются лишь зачатки формирования понятия «идеологической толерантности». Его подробный анализ и варианты практического внедрения не обнаруживается.

Гипотеза научного исследования. Идеологическая толерантность – особая форма толерантности, которая проявляется в формировании уважительного отношения к идеям, идеалам и мировоззрению определенной нации, государства или общественного движения. В основе идеологической толерантности лежит стремление к выстраивание конструктивного диалога с государственными и общественными структурами одного государства официальным и формальных представителей другого.

Цель исследования: выявить и научно обосновать возможность формирования идеологической толерантности молодёжи Союзного государства.

Объект исследования: идеологическая толерантность молодёжи Союзного государства.

Предмет исследования: особенности процесса формирования идеологической толерантности молодёжи Союзного государства.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятию «идеологическая толерантность»;
  • изучить уникальные черты и проанализировать функциональную характеристику «идеологической толерантности» у молодёжи Союзного государства;
  • разработать модель формирования «идеологической толерантности» у молодёжи Союзного государства.

Методология исследования. Системный подход является основой данного исследования. Он позволяет раскрыть связь отдельных структурных элементов, которые взаимодействуют и образуют целостное явление, а также выявить закономерности функционирования «идеологической толерантности», как единой системы.

Характер данного исследования – междисциплинарный, что позволяет использовать методы культурологии, философии, психологии, социологии и политологии при решении поставленных задач.

Научная новизна исследования проявляются в постановке проблемы и результатах исследования:

  • определена сущность понятия «идеологическая толерантность» на основе взаимосвязи таких явлений, как «толерантность» и «интолерантность»;
  • обозначены особенности в развитии «идеологической толерантности» у молодёжи Союзного государства;
  • выстроена модель, направленная на формирование идеологической толерантности молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость. В данном исследовании даётся сущностный анализ феномена «идеологическая толерантность» с опорой на молодёжь Союзного государства. Результаты исследования помогают осознать, изучить и скорректировать процессы, которые происходят внутри социальной группы «молодёжь Союзного государства».

Теоретические и практические выводы исследования применимы при разработке программ направленного воздействия на конкретные социальные группы, как на локальном, так и на глобальном уровне.

 

Идеологическая толерантность, как социальное явление.

Основу государства составляют его граждане. Гражданами Союзного государства являются представители различных культур, которые постоянно взаимодействуют между собой. Дальнейшее стабильное развитие единого общества может быть выстроено только с опорой на идеологическую толерантность.

«Идеологическая толерантность» – составной термин, который образуется благодаря объединению идеологии и толерантности. При этом, в основе любой идеологии лежит культура.

Культура многогранна. Она включает в себя политику, экономику, искусство, науку, религию, нравственное и духовное образование, право. А.М. Маркова считает, что главная функция культуры – гуманизация общества и совершенствование человека.

К.Клакхон рассматривает культуру как «абстракцию конкретного человеческого поведения, но не само его поведение» [2]. Ю. Ф. Кожурин отмечает: «Культура как материализованная мысль Homo есть интегрированная система организации его жизнедеятельности» [3, с. 91]. В рассмотренных понятиях чётко прослеживается связь культуры с упорядоченностью в поведении человека и его жизнедеятельностью.

Для нашего исследования важно дополнить определение культуры человека, с опорой на понятие «человек». Человек – часть общества, который в нём и реализуется, занимая определённые социальные роли, реализую свою глубинную природу. Именно социум позволяет расширить человеческие возможности в содействии с другими людьми. Здоровый социум будет характеризоваться упорядоченным взаимодействием его членов между собой, на основе общих норм социального поведения.

На основе вышеизложенного материала мы можем прийти к выводу, что «культура человека» – совокупность норм поведения в обществе. Такие нормы динамичны. Они могут видоизменяться в процессе жизнедеятельности человека. Становясь частью определенной социальной группы, будь то рабочий коллектив или общественно-значимое движение, человек вольно или невольно перенимает черты этой группы. В подтверждение данных слов можно привести цитату Ю.М. Лотмана: «… культура может существовать и развиваться только при наличии многоголосия» [1, с. 157].

Самым распространённым определением толерантности является религиозная и этническая терпимость. Однако, современное общества не ограничивается только лишь религией. Изучая социум диапазон определений расширяется. В нашем случае будет правильно рассматривать «толерантность», как восприятие других равными себе с дальнейшим выстраиванием взаимодействия между сторонами. Овладение толерантностью помогает формировать уважительное отношение к отличным ценностям. «Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь Европедия», трактует толерантность, как «признание права других лиц иметь собственные взгляды, вкусы, отличные от взглядов оценивающего», что «не подразумевает признание антигуманных или преступных идей» [5, с. 965].

Толерантность – фундамент обоюдовыгодного сотрудничества, который выстраивается на уважении отличных идей, идеалов и идеологий. Толерантность ни к чему не обязывает, но даёт возможность. Толерантность помогает избежать нейтральности. Помогает определиться.

Объединив имеющиеся теоретические знания, мы приходим к выводу, что «идеологическая толерантность» – особая форма толерантности, которая проявляется в формировании устойчивого уважительного отношения к идеям, идеалам и мировоззрению определенной части социума (общественного движения, организации, партии) или нации.

Расширяя понятие «идеологическая толерантность», мы можем рассматривать его, как часть культуры открытой коммуникации, стремящейся к полному принятию «иной» точки зрения.

К факторам, которые влияют на развитие идеологической толерантности, относятся:

  • Исторический фундамент;
  • Политическая обстановка;
  • Жизненные ценности (ориентиры).

Сегодня понятие «идеологическая толерантность» является хоть и новым, но одним из самых актуальных. На это влияет происходящее столкновение Русских идей и западных ценностей. Если в Русских идеях четко прослеживается историческая основа, которая выражается в стабильном политическом пути, формирующем жизненные ценности, то в основе западных идей лежит интолерантность/нетерпимость по отношению ко всему противоположному (в данном случае идеям Российской Федерации).

Проявление интолерантности сегодня по отношению к России со стороны западных стран начало приобретать черты терроризма, которые выливаются в активную физическую и вербальную агрессии.

По отношению к Союзному государству сегодня мы можем наблюдать политический радикализм, который приобретает глобальный характер и один из путей, который поможет избежать дальнейшей эскалации конфликта – развития идеологической толерантности.

Политический нарциссизм и уверенность в своей исключительности являются истоками неприятия идеологий стран Союзного государства России и Белоруссии странами запада. До 2022-ого года группа стран возглавляемых США были убеждены в обладании своего «абсолютного» господства и рецепта «счастья», но Российской Федерации при поддержке Республики Беларусь удалось сдвинуть монолит убеждений запада.

Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что объединяющая идея Союзного государства обязана вырасти на почве общих культурных и духовных черт. Такие черты должны развиваться и оставаться уникальными и непоколебимыми.

«Воспитание толерантности и согласия должно стать одной из центральных тем наступившего века... Трудности достижения толерантности в том, что она одновременно и необходима (ведь нам жить вместе на одной планете и решать многочисленные общие проблемы), и как бы невозможна (приходится принимать во внимание взгляды, поступки, образы жизни глубоко чуждые, отталкивающие своей «ненашестью»)... Воспитание толерантности должно начинаться с формирования синтетической культуры мышления, способного оперировать как точными научными понятиями, так и художественными образами и размытыми символами» [8, с. 150-151] – В.М. Таланов.

 

Особенности развития «идеологической толерантности» молодёжи Союзного государства.

Главным фактором формирования и развития идеологической толерантности является социализация, которая происходит благодаря объединению воспитанной толерантности со знаниями об окружающем мире и идей его общества.

Социализация — процесс, при котором происходит интеграция личности в общество, благодаря участию в различных социальных группах и усвоению их особых культурных элементов, ценностей и социальных норм. В процессе социализации личность получает и осваивает определенный социальный опыт, позволяющий приспособиться к условиям жизнедеятельности, принять и выполнять конкретную социальную роль/функцию. Человек социализируется на протяжении всей своей жизни.

Социализация использует целенаправленное воздействие (воспитание) и стихийное (спонтанное). С одной стороны, толкование социализации сближается с воспитанием, а с другой — с процессом формирования личности.

Процесс воспитания идеологической толерантности подразумевает передачу будущему поколению культурных ценностей, лежащих в основе идеологии, которая исторически сформировалась в обществе, к которому относиться личность.

В формировании идеологической толерантности важная роль отводится семье и образованию, как традиционным и сильным институтам социализации в Союзном государстве. Благодаря изучению различных образовательных дисциплин, которые прямо влияют на воспитание идеологической толерантности, можно определить:

  • история помогает изучить модели взаимодействия различных идеологий и их развития на протяжении времени;
  • культурология позволяет анализировать различные идеологические аспекты, выстраивая эффективное взаимодействие между представителями других идеологий;
  • биология даёт возможность осознать генетическую основу определенного социума, которая повлияла на формирование идеологии;
  • и другие дисциплины.

Образованность граждан на прямую влияет на уровень развитие идеологической толерантности. Образованность — это тот кругозор, который предоставляет возможность широкого анализа и возможность понизить агрессивный настрой по отношению к иным идеологиям.

Важным инструментом влияния на развитие идеологической толерантности является общественное мнение. Такое мнение может исходить от близких людей, личного примера других и мнение авторитета.

«...Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой» — Словарь-справочник по социальной психологии [6, с. 287].

Разделение факторов социализации на 4-е группы дал А.В. Мудрик: мегофактор (интернет, планета, мир, космос), макрофактор (государство, общество, этнос), мезофактор (субкультура, населённый пункт, регион), микрофактор (организации, сверстники, семья, микросоциум) [4].

Снизить конфликтность и стереть недопонимание личностно-культурных особенностей позволяет обучение методикам толерантности на поздних этапах социализации. В тоже время, формирование идеологической толерантности является узконаправленным процессом и происходит с опорой на методики толерантности, которые позволяет научиться принимать идеи идеологии социальных групп, общностей, государств.

Устойчивость и положительное развитие общества происходит благодаря удовлетворения потребностей личности. Задача социальной политики сегодня — выработка мер, направленных на улучшения благосостояния населения, условий жизни, труда и возможности удовлетворения нематериальных потребностей. Работа над этими вопросами выходит на первый план в процессах стабилизации и совершенствования социума.

В современном Союзном государстве важно развивать и поддерживать культурную пропаганду в социальной и молодёжной политиках. Это позволит выработать устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов на общество и ускорить её восстановление после глобального кризиса. При этом идеология Союзного государства должна быть чётко сформирована и оформлена.

«Молодежь» – фундамент будущего Союзного государства. Молодежь – самое чистое зеркало общества. Сегодня молодёжь — стратегический ресурс [7, с. 462-464].

Процесс формирования идеологической толерантности у молодёжи связан с интересами и потребностями общества, включая его функционирования и преобразования. Благодаря этому мы можем определить его критерии:

  1. Нравственный (осознание этической стороны идеологии; иметь четкое представление о соотношении личных, корпоративных, государственных и глобальных ценностей и интересов);
  2. Социальный (умение работать и принимать групповое решений; использовать компромисс; уметь выстраивать взаимодействия с окружающими; помогать организовывать совместную деятельность для достижения общих целей);
  3. Политический (формирование политической грамотности; способность к осмыслению причин политических явлений; осознание протекания глобальных процессов; способность научно оценить социально-значимые процессы);
  4. Индивидуальный (иметь самообладание; возможность нести ответственность за свои действия и возможные их последствия).

Формирование идеологической толерантности для будущего «будущего» (молодёжи) Союзного государства — один из видов адаптации в динамично меняющемся и развивающемся современном обществе.

 

Обоснование модели формирования «идеологической толерантности» молодёжи Союзного государства.

Особыми формами работы с социумом являются моделирование и проектирование.

Проектирование – сложный процесс, нуждающийся в отдельно рассмотрении. Социальное проектирование – технология конструирования идеологической деятельности, направленной на эмоциональное воздействие. В сути такой технологии лежит анализ проблем и выявление причин их возникновения, который помогает выработать цели и задачи желаемого воздействия на состояние объекта воздействия (или сферы проектной деятельности). Выработать путь и разработать средства достижения поставленных целей.

При создании и реализации проекта задействуются колоссальные ресурсы и огромное количество знаний, умений и навыков (мыслительные, организаторские, материальные и т.д.). Используются лучшие профессионально-значимые качества.

Благодаря возможностям моделирования, имеющимися теоретическими знаниями и практическому опыту в данном исследовании предлагается социальная модель, которая поможет сформировать идеологическую толерантности молодёжи Союзного государства (приложение А).

Основной и объединяющий компонент модели — «Условия формирования идеологической толерантности молодежи Союзного государства».

Целевой блок. Отражает общий уровень сформированности идеологической толерантности молодёжи Союзного государства и рассматривает её критерии (нравственный, социальный, политический, индивидуальный), которые раскрыты в предыдущем разделе.

Организационно-содержательный блок. Средства, формы и методы социального воздействия, объединенных общей методикой, которая направленна на формирование идеологической толерантности Союзного государства. Основные средства воздействия: живое слово, радио, печать, интернет, телевидение, искусство, спорт и художественная самодеятельность.

При выборе средств необходимо учитывать особенности объекта воздействия (возраст, социальное положение, увлечения, отношение к определенной социальной группе). На выбор средств влияет тематика идеи.

Для успешной практической реализации в социум определённой идеи необходимо соблюдать ряд правил:

  • выбор средств напрямую зависит от цели воздействия. Цель определяет средство;
  • количество и характер выбранных средств должны соответствовать идейной оформленности идеологии. Недостаток и избыток средств сразу становятся видны и одинаково вредны;
  • применитель средств должен четко разбираться в их специфических особенностях и методикой их применения. Осознавать слабые и сильные стороны;
  • имеющиеся средства должны быть полностью исправны и всегда находиться под рукой.

«Метод» (methodos) – слово греческого происхождения, обозначающее «способ познания, исследования или практической реализации». Цель применения методов – эффективное использование средств.

Классификация методов по Новаторову:

  • методы самообразовательной деятельности – работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного или прочитанного;
  • методы формирования сознания личности – убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам), внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, группой или массовой аудиторией), пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
  • методы стимулирования общественного поведения – моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание [7, с. 470-472].

Стоит понимать, что методы постоянно меняются и являются отражением динамики развития общества. Применение методов зависит от целей и задач. Их использование происходит в тесном контакте.

Внедренческий блок. Структурные элементы: планирование, реализация, анализ и рефлексия.

На этапе планирования происходит подготовка к реализации процесса внедрения необходимой идеи: подбор инструментов оценки уровня сформированности компонентов; подготовка конкретной программы работы по воздействию на объект; планирование результатов итогов воздействия.

Программа деятельности раскрывающая понятия «идеологическая толерантность» состоит из: первичного замера уровня сформированности ее компонентов; непосредственный эксперимент (влияет на уровень сформированности в положительную/отрицательную стороны); конечный замер (даёт общую картину результативности внедрения идеи/модели).

Рефлексия предоставляет возможность высказать своё мнение о полученной информации и опыте, описать уровень эмоционального воздействия, высказать пожеланию по совершенствованию идеи или её компонентов.

Оценочный блок. Получение и анализ данных, которые отражают уровень сформированности компонентов идеи. Анализ результата практического воздействия на объект.

 

Заключение.

Непоколебимость, уникальность и развитие общих культурных и духовные черт – основа Союзного государства России и Белоруссии.

В 2022-ом году уверенность в своей исключительности и нарциссизм стран НАТО и Евросоюза были разрушены Союзным государством во главе с Российской Федерацией.

Тот политический радикализм по отношению к Союзному государству, который мы наблюдаем сегодня, не учитывает возможное развитие и популяризацию противоположных идей. Происходит отрицание самой возможности внедрения в жизнь идеологической толерантности «толерантными» странами.

«Идеологическая толерантность» новое актуальное понятие. Оно возникло при анализе процесса столкновения Русских идей и западных ценностей. Русские идеи – имеют четкий исторический фундамент, политический путь, жизненные ценности. Страны запада опираются на интолерантность/нетерпимость.

«Идеологическая толерантность» часть культуры открытой коммуникации.

«Идеологическая толерантность» – особая форма толерантности, которая проявляется в формировании устойчивого уважительного отношения к идеям, идеалам и мировоззрению определенной части социума (общественного движения, организации, партии) или нации.

«Идеологическая толерантность» – составной термин, который образуется благодаря объединению идеологии и толерантности.

Дальнейшее стабильное развитие единого общества может быть выстроено только с опорой на идеологическую толерантность.

 

Список использованных источников.

    1. Егоров Б. Ф. «Семейон-знак» / Б. Ф. Егоров // Вышгород. – 2006. – №4. – С. 153-157.
    2. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. К. М. Клакхон. – СПб : Евразия, 1998. – 352 с.
    3. Кожурин Ю. Ф. Цивилизационное измерение социальной истории / Ю. Ф. Кожурин. – Саранск : НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, 2008. – 368 с.
    4. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М. : Academia, 2006. – 304 с.
    5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европе- дия. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 1168 с.
    6. Словарь-справочник по социальной психологии / ред. В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2003.-416 с.
    7. Сборник статей финалистов конкурса молодых международников СНГ имени А. А. Громыко 2021/ под ред. В. В. Сутырина, А. С. Пешенькова. М.: Институт Европы РАН, Ассоц. внешнеполит. исслед. им. А.А. Громыко – 2022. – 572 с.
    8. Таланов В. М. Образование и культура толерантности / В. М. Таланов // Высшее образование в России. – 2001. – № 3. – С. 150-153.
 

Приложение А:

Без имени-1