Константин Затулин: Необходим закон о репатриации соотечественников

Главная \ Новости \ Константин Затулин: Необходим закон о репатриации соотечественников
« Назад

Константин Затулин: Необходим закон о репатриации соотечественников 08.08.2019 10:11

КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ ЗАТУЛИН. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат Госдумы I, IV, V, VII созывов, Руководитель Института стран СНГ, председатель Комиссии по международной политике Межпарламентской Ассамблеи Православия, член Совета по казачеству при Президенте РФ, член Научного совета при Совете Безопасности РФ, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, член Правительственной комиссии по миграционной политике, член Межведомственной комиссии по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года

Совсем недавно Государственная Дума РФ учредила пост своего специального представителя по вопросам миграции и гражданства. А 23 июля утвердила в этой должности депутата ГД, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина. О том, какие задачи стоят на повестке дня, Константин Затулин рассказал информагентству VB.КG (“Вечерний Бишкек”, Кыргызстан).

— Константин Федорович, с чем связано появление института спецпредставителя Госдумы по вопросам миграции и гражданства?

— Такая идея вызревала давно, накопилось много проблем в обеих упомянутых сферах, которые требуют обязательного решения. Я сам являюсь автором нескольких законопроектов на эту тему, но, к сожалению, многие полезные инициативы не получали должного развития на законодательном уровне. К примеру, недавно по инициативе группы депутатов, при поддержке правительства были внесены некоторые улучшения в законы о гражданстве и положении иностранцев в России. В ходе обсуждения законопроекта я внес 11 поправок, 9 из которых были отвергнуты. Документом, в частности, предусматривается, что выпускники российских высших учебных заведений – граждане других стран, закончившие эти вузы на “отлично”, могут, если пожелают, получать вид на жительство и в дальнейшем гражданство РФ, оставаться в стране. То есть, мы как бы заинтересованы в притоке людей, которые получили наше образование, узнали Россию за время обучения здесь и стремятся связать свою судьбу с ней. Я предложил распространить такую норму не только на отличников, но и на всех выпускников наших вузов-иностранцев, приехавших сюда на учебу из стран СНГ и ближнего зарубежья. Моя поправка была отвергнута

Я также являюсь представителем Госдумы в правительственной комиссии по миграционной политике, которая совсем недавно приступила к работе, во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым. И уже на ее первом заседании, состоявшемся на днях, он критиковал всякие ограничения на сей счет для выпускников-иностранцев.. То есть, часто мнения конкретных лиц, представляющих некоторые ведомства, в частности, МВД, занимающееся данными вопросами, не совпадают с мнением, которые в целом существуют в правительстве.

— Какие приоритеты вы определяете для себя на посту спецпредставителя?

— Лично я вижу свои первоочередные задачи в том, чтобы ускорить соответствующий законодательный процесс, ускорить или, может быть, заново провести согласование тех законопроектов, которые по каким-то причинам не воспринимаются сегодня исполнительной властью, попробовать доказать необходимость, если я ее вижу, принятия их. Естественно, судьбу этих документов не будет единолично решать спецпредставитель. Согласно процедуре, их рассмотрит вначале профильный комитет, затем пленарное заседание Госдумы. Но я буду принимать в этом активное участие. И считаю необходимым сосредоточиться прежде всего на том, что касается репатриации наших соотечественников.

У нас в законодательстве это понятие, широко распространенное в мире, не употребляется. Я считаю важным прописать его. И еще до того, как принималось решение о спецпредставителе, мы приступили к подготовке закона о репатриации. В данном случае я опираюсь на помощь своих сотрудников и коллег из Института стран СНГ, который продолжаю возглавлять. Мы готовы провести обсуждение этих предложений, когда они будут готовы, и в Общественной палате РФ, и с представителями разного рода общественных структур. Буду прежде всего опираться на точки зрения, которые связаны с преодолением для соотечественников различного рода бюрократических барьеров на пути к гражданству РФ. Цель — открыть двери в Россию тем, кого мы здесь ждем, хотим видеть, и не допустить тех, кого не хотели бы видеть, что обычно связано с неконтролируемой миграцией.

Правда, вплотную приступить к работе получится уже по завершении летних каникул для депутатов. В регламенте Госдумы пока нет соответствующей статьи о таком спецпредставителе, его полномочиях и функциях. И после того, как парламентарии в сентябре продолжат свою деятельность, иы внесем на рассмотрение Госдумы предложения по соответствующим статьям регламента.

— На кого будет обращен закон о репатриации, в случае его принятия?

— У нас есть резерв. Он возник по печальным основаниям, поскольку в 1991 году распалась большая страна. За 20-й век происходило, как минимум, три исхода людей с нашей территории: в результате гражданской войны, в 70-е годы и, наконец, один из самых масштабных – после распада СССР. И, конечно, это тот резерв, который мы должны прежде всего иметь в виду, когда говорим о гражданстве, о репатриации и так далее.

Но я не считаю, что все сводится к тому, чтобы принудить, подтолкнуть соотечественников переселяться в РФ. Многие из них не имеют такого желания и возможности, хотя и не обрели новую судьбу за пределами России. Однако хотят сохранять устойчивую связь с ней, а самой устойчивой связью, ее удостоверением является гражданство РФ. Я на протяжении всей своей деятельности в качестве парламентария, уже четвертый раз избираясь депутатом Госдумы, выступаю за внесение революционных поправок в законодательство о гражданстве для наших соотечественников. С тем, чтобы предложить им в случае, если они того желают, обещанный нашим же законом упрощенный порядок получения гражданства, без необходимости выхода из гражданства страны проживания. Такого рода подход продемонстрирован президентом РФ в его недавних указах по ЛНР и ДНР. Фактически сегодня от тех, кто попал на этих территориях в сложную ситуацию, не требуется выхода из гражданства обеих республик, самой Украины. Наши диаспоры за рубежом – наши ближайшие союзники и помощники, одни из немногих в той изоляции, в которую нас пытаются погрузить на Западе. Вместе с тем, у соотечественников должны быть возможности для переселения, и эти возможности мы должны им предоставить.

— Такие задачи решает и действующая на протяжении ряда лет Государственная программа содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Но решает лишь отчасти и не без бюрократических проволочек.

— Эта программа, подписанная президентом России еще в 2006 году, очень важна, как символический жест. Но она тоже имеет свои изъяны, и за все время действия, с 2006 по 2019 годы, через нее в РФ приехало всего 800 тысяч человек. А предусматривалось каждый год по 300 тысяч. Причина, думается, в том, что она недостаточно стимулирует к переезду и на самом деле не является репатриационной программой. В данном случае речь идет фактически об оргнаборе людей по профессиям, нужных конкретному российскому региону. Однако будь вы хоть в десятой степени соотечественником, но не являетесь тем, кого данный регион хотел бы сейчас трудоустроить, тогда вам проблематично воспользоваться возможностями этой программы.

Если говорить о государственной политике поощрения, то она должны проводиться прежде всего в отношении трех стран, где русские и русскоязычные не могут реализоваться, где они оказываются людьми второго сорта, их притесняют. С другой стороны, повторюсь, что выступаю за право — в соответствии с законом О госполитике в отношении соотечественников за рубежом, который был принят еще в 1999 году – предоставлять им возможность на упрощенное получение гражданства РФ, не выходя из гражданства своей страны и оставаясь жить в ней.

— Не опасаетесь, что, как предрекают некоторые эксперты, в Россию хлынет уже неконтролируемый поток переселенцев?

— Здесь не должно быть какой-либо компанейщины. С другой стороны мы понимаем, что если у нас в России сегодня серьезные проблемы на рынке труда, и не хватает людей, то в таком случае первый резерв, неконфликтный с точки зрения отношения основной массы населения к переселенцам это прежде всего те наши соотечественники, люди, которые знают русский язык, принимают российскую культуру, традиции. Во вторую очередь это граждане других стран — бывших союзных республик. Надо разбираться в каждом случае и, может, сделать для последних несколько иные нормы, если они не являются соотечественниками. Да, это бывшие сограждане по СССР, которые, однако, не относятся к числу народов, исторически проживающих на территории РФ. Это не значит, что они не имеют права сюда ехать, не имеют права получить гражданство, вовсе нет, имеют такое право, как и любые другие. Но должны быть для них и другие процедуры и требования к ним, нежели чем к соотечественникам. Полагаю, что надо еще раз вернуться к самому определению понятия “соотечественник”, которое дается в законе 1999 года и повторено в его новой редакции 2010 года. Его надо усовершенствовать. Оно не может быть застывшим. И это один из вопросов, которым я тоже собираюсь заниматься на посту спецпредставителя.

— Проблему российского гражданства для иностранцев-выпускников российских вузов не оставите без внимания?

— Нет, конечно. Как только мою поправку отвергли, мы с депутатом Леонидом Калашниковым, который возглавляет наш комитет, договорились, что внесем новую поправку этого свойства. И уже подготовили проект соответствующего федерального закона. В сентябре, когда Госдума возобновит работу, предложим его на расмотрение.

— В свое время Россия подписывала соглашения с Кыргызстаном, Беларусью и Казахстаном об упрощенном порядке принятия гражданства РФ их жителями. Такой порядок существует и поныне, но в последние годы он значительно усложнился. Возможен ли возврат к прежним нормам?

— По упомянутым, прежним соглашениям гражданам Кыргызстана, Беларуси и Казахстана можно было получить российский паспорт, минуя стадию разрешения на временное проживание. Но затем правительство вернулось к тому, что они должны иметь РВП, и фактически эти соглашения потеряли свою привлекательность. В результате число лиц, получивших гражданство РФ благодаря новым соглашениям, резко упало. Я предложил поправку в соответствующий законопроект, принятый недавно в третьем чтении. Она не была поддержана комитетом Госдумы, который на тот момент был профильным для таких вопросов. Недавно профильным стал наш комитет. И мы в сентябре тоже вернемся и к этой теме. А вообще нам, если мы серьезно относимся к Евразийскому экономическому союзу, не миновать, как Евросоюзу, учреждения гражданства ЕАЭС. Чтобы у каждого жителя страны-союзницы наряду с ее гражданством было и такое, второе гражданство. Мы обязаны прийти к нему, вот о чем я тоже собираюсь говорить и за что бороться в Госдуме.

— Что вы думаете о миграции в Россию из Кыргызстана, которая остается стабильно высокой?

— Я не единожды бывал в Кыргызстане, последний раз – не так давно, участвовал вместе с коллегами из Жогорку Кенеша в совместное заседание двух комитетов обоих парламентов. Сегодня значительное количество выходцев из этой республике живет и трудится в России, по некоторым данным, около 2 миллионов человек. Конечно, это создает определенные проблемы и здесь, и там. И, наверное, многие из этих людей не ездили бы сюда, имей возможность трудоустроиться и зарабатывать деньги у себя на родине. Проблема комплексная, и в рамках Евразийского экономического союза должна решаться, в плане, в том числе, содействия развитию кыргызской экономики. На севере республики подавляющее большинство населения хорошо знает русский язык, свободно на нем общается, и это помогает легче адаптироваться и в России. На юге русский значительно хуже распространен, что оборачивается дополнительными проблемами для выходцев отсюда по приезду в РФ.

— Что для спецпредставителя в ближайших планах в миграционной сфере?

— Нам надо и здесь провести ревизию нашего законодательства. Мы уже много разных изменений и дополнений в него вносили, в плане, например, чтобы не допустить распространения так называемых “резиновых квартир”. Но они все равно появляются, потому что закон требует регистрации для иностранных граждан. И надо в целом разобраться, что является необходимым, а что излишним в области миграции. Нам предстоит в этом плане серьезный разговор, прежде всего с правоохранительными органами, которым сейчас подчинена миграционная проблематика.

 

zatulin.ru