Лев Криштапович: О социально-политической и культурной ситуации в преддверии образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Часть первая

Главная \ Новости \ Лев Криштапович: О социально-политической и культурной ситуации в преддверии образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Часть первая
« Назад

Лев Криштапович: О социально-политической и культурной ситуации в преддверии образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Часть первая 04.12.2018 10:10

К 100-летию образования БССР

 Cоциально-политическая и культурная ситуация накануне образования БССР

Для первых послереволюционных лет характерно возникновение большого числа культурно-просветительных обществ и объединений учащихся различных учебных заведений, провинциальной интеллигенции и других, ставивших целью объединение белорусов вокруг идеи национального освобождения через воспитание национального самосознания, изучение белорусской истории, экономики и культуры, пропаганду белорусской литературы и искусства, помощь белорусскому национальному движению.

Созданные ими хоровые и драматические кружки, белорусские библиотеки, организованные беседы и вечеринки становились важным фактором общественной и культурной жизни в городах и провинции. Из объединений белорусских учащихся 1918–20 гг. наиболее известны Белорусский студенческий союз при Виленском университете, Громада белорусской молодёжи в Гродно, кружок «Прасвета» при Несвижской учительской семинарии, ученический кружок «Асвета» в Могилёве, Бобруйское культурно-просветительное общество, белорусские секции студентов Горецкого сельскохозяйственного института, общество учащихся Слуцкой земской гимназии «Папараць-кветка», минские белорусская ученическая громада и научно-педагогическое общество. При общей устремлённости к возрождению культуры и государственности белорусского народа их политическая ориентация была разнообразной – от коммунистической до национально-демократической.

Большевики широко использовали культурно-просветительную деятельность для воспитания трудящихся в духе своей идеологии. Средствами этой деятельности были митинги, лекции, постановка агитпьес, распространение большевистской литературы. С 1918 года этой работой занимались многочисленные агитпункты и местные народные клубы, при которых работали библиотеки, хоровые и драматические кружки, велась работа по ликвидации неграмотности.

В годы Первой мировой войны в результате занятия зданий учебных заведений военными учреждениями и воинскими частями, а также  эвакуации более 200 гимназий, прогимназий, реальных училищ, учительских семинарий и институтов в Россию общее число школ всех типов на территории Белоруссии значительно сократилось, в том числе (по данным за 1914–16 гг.) в Гродненской губернии на 63%, Могилёвской – 28%, Минской – 40%, Витебской – 22%[1].

Февральская революция 1917 года сняла национальные, политические и религиозные ограничения в сфере образования. На неоккупированной германскими войсками территории Белоруссии со 2-й половины 1917 года действовали белорусские начальные школы в Минске и Игуменском уезде, Слуцкая белорусская земская гимназия. Начатая после Октябрьской революции 1917 года  советизация системы образования на Минщине дважды прерывалась германской и польской оккупациями, а в западных районах первые её попытки предприняты только в 1919 году. В соответствии с Декларацией и Положением о единой трудовой школе, утверждёнными декретом ВЦИК от 16.10.1918, упразднялись прежние типы школ (около 30), принадлежавшие 17 ведомствам, и вводилась единая школа с делением на 2 ступени: 1-я (5 лет обучения) для детей 8–13 лет и 2-я (4 года) – для детей 13–17 лет. Образование на родном языке провозглашалось неотъемлемым правом всех трудящихся. Вводилась выборность школьных директоров и педагогов. В учебные планы включались общественно-политические дисциплины, расширялось преподавание естественнонаучных предметов. Прекращалось изучение Закона Божьего и древних языков. Обучение становилось бесплатным, детям из бедных семей советские органы должны были оказывать помощь в виде бесплатных завтраков, выдачи одежды, обуви и денежных пособий. Отменялись аттестаты, экзамены, оценки в школах, иностранные языки переходили из разряда обязательных предметов в факультативные. Процедура поступления в вузы упростилась. Расширялась сеть профессионального образования. Уже в 1918 году в неоккупированных частях Витебской и Могилёвской губерний открылся ряд профессионально-технических школ и курсов.

Ещё до начала германского наступления, в декабре 1917 – феврале 1918 года. в Минской, Могилёвской и Витебской губерниях было открыто более 2300 начальных школ. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди взрослого населения» от 26.12.1919 обязывал всех неграмотных граждан в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на родном или русском языке (на выбор). При библиотеках, красных уголках, клубах, избах-читальнях, на предприятиях создавались школы грамоты, пункты ликвидации безграмотности (ликбезы), которые обучали грамоте взрослых людей. На общегосударственном уровне этой деятельностью с июля 1920 года руководила Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и малограмотности при Наркомате просвещения. Члены комиссии могли привлекать в порядке трудовой повинности нужных лиц к работе по ликбезу. В течение первого года работы комиссией изданы 39 видов букварей для взрослых, национальных школ, красноармейцев и др. В 1918/19 учебном году на базе ранее существовавших учительских институтов созданы педагогические институты в Витебске, Могилёве и Минске. В 1919 – 20 гг. прежние учительские семинарии были преобразованы в 3-х и 1-годичные педагогические курсы по подготовке учителей советской школы. В 1919 году  возобновил деятельность закрытый в 1864 году царскими властями Горецкий сельскохозяйственный институт. Политехнический институт открылся в 1920 году в Минске на базе уже существовавшего политехникума.

В соответствии с декретом СНК РСФСР «О централизации библиотечного дела» от 3.11.1920 библиотеки различных наркоматов и учреждений включались в единую библиотечную сеть, подчинённую Главполитпросвету. Созданием библиотек и изб-читален на местах занимались библиотечные секции внешкольных подотделов местных Советов. Развёртывалась сеть библиотек-передвижек. К концу 1920 года в БССР открылось 445 библиотек. Вскоре после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции в Минске была основана первая научная библиотека в Белоруссии – Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета (1921). Провозглашённая Февральской революцией 1917 свобода слова, несмотря на тяжёлые условия военного времени, создала благоприятные условия для развития белорусской литературы. В 1917–20 гг. появилось значительное число белорусских художественных, литературоведческих и критических произведений, делались переводы, создавалась собственная научная и учебная литература. Основными литературными центрами являлись Вильно и Минск, где была сосредоточена большая часть белорусской творческой интеллигенции. Печатались произведения  Я.Купалы,  Я. Коласа, М.И.Горецкого, Т.Гартного, А.Гаруна, З.Бядули, М.А.Богдановича. Проникнутое народным духом творчество белорусских прозаиков и поэтов отражало патриотические позиции авторов и свободолюбивые общественные настроения.

В годы Первой мировой и Гражданской войн происходило становление белорусского профессионального театра, создавались первые в Белоруссиии музыкальные учебные заведения. В репертуаре белорусских театральных трупп этого времени были спектакли по произведениям Э.Ожешко («Хам», «В зимний вечер»), Я.Купалы («Павлинка», «В купальскую ночь», «Разорённое гнездо»), К.Каганца («Модный шляхтич») и др. В конце 1918 года, после изгнания из Белоруссии германских оккупантов был создан Белорусский пролетарский театр, позже преобразованный в Белорусский советский театр (распался в марте 1919 года). Прерванное советско-польской войной 1919-20 гг. развитие и становление белорусского советского театра возобновилось вскоре после освобождения от польских оккупантов Минска, где 14.9.1920 по инициативе отдела искусства Наркомата просвещения открылся Белорусский государственный театр. В других городах Белоруссии также организовывались театральные и музыкальные учреждения. В Витебске в годы Гражданской войны и иностранной интервенции работали 4 театра, музыкальная школа, 2 симфонических и 5 духовых оркестров[2]. При народных домах (прообразы будущих домов и дворцов культуры) существовали самодеятельные театральные студии и музыкальные коллективы. В 1918-19 гг. в Минске, Витебске и Гомеле открылись первые профессиональные музыкальные учебные заведения – народные консерватории (в 1920-е гг. преобразованы в музыкальные техникумы). Открывались музыкальные школы. В 1919 году советской властью были национализированы кинотеатры и кинопроизводство. Кино использовалось как эффективное средство политической пропаганды, его наиболее популярным жанром стал в это время агитационный фильм.

В новых условиях действовали белорусские музеи. В 1918 году объединены Могилёвский (при губернском статистическом комитете) и Могилёвский церковно-археологический музеи, и в 1919 году на их основе создан Государственный исторический музей. В Гомельском дворце Румянцевых-Паскевичей на базе национализированных коллекций князя И.Ф.Паскевича 7.11.1919 открыта постоянная музейная экспозиция. На основе уцелевших к тому времени материалов дореволюционных музеев 20.1.1919 начал работу Минский музей. В конце 1918 года создан Витебский губернский музей.

Лев Криштапович, доктор философских наук

[1] Беларусь в период Гражданской войны и военных интервенций 1918-1920 // Республика Беларусь. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005. – Т.1. – С.289.

[2] Беларусь в период Гражданской войны и военных интервенций 1918-1920 // Республика Беларусь. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2005. – Т.1. – С.292.