Заполярье – важнейший энергетический «козырь» России
Реализация совместных проектов в Арктике расширяет экономические возможности Москвы. В середине декабря в Париже начала свою работу XXIV сессия российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). Мероприятие прошло в Париже. Российскую делегацию возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, французскую – министр экономики и финансов Брюно Ле Мер.
По итогам заседания Москва и Париж заключили три Декларации намерениях, которые содержат десять конкретных проектов и, по мнению Максима Орешкина, позволят вывести сотрудничество двух государств на новый стратегический уровень, в том числе – в энергетической сфере.
Франция, как отмечает Nation News, в ходе переговоров продемонстрировала «высокий уровень заинтересованности» в расширении двустороннего партнерства. «Несмотря на то, что западные санкции уменьшили возможности России по сотрудничеству с европейскими странами, экономические отношения с ними продолжают активно работать», – подчеркнул Ле Мер. – Считаю, что СЕФИК позволит продвигаться дальше, получить конкретные результаты для того, чтобы усилить экономические отношения между Парижем и Москвой и укрепить их на уровнях крупнейших корпораций».
Надо сказать, что наибольшую заинтересованность Париж проявляет к совместному сотрудничеству с Россией в Арктике. Наиболее показательным в этом отношении, по словам Ле Мера, является проект «Ямал-СПГ», предусматривающий создание на базе Южно-Тамбейского месторождения (полуостров Ямал) завода по производству сжиженного природного газа. Контрольный пакет акций принадлежит российскому концерну НОВАТЭК. Доля участия французской Total составляет 20 %. (столько же – у китайской CNPC, доля акций Шелкового пути – 9,9%).
В середине декабря НОВАТЭК запустил уже третью по счету технологическую линию завода и тем самым вывел Ямал-СПГ на полную проектную мощность, которая составила 16,5 млн тонн в год. Поставки «голубого топлива», а также нефти и газового конденсата осуществляются морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Теперь концерн может сконцентрироваться на реализации другого проекта – Арктик СПГ-2. Завод по производству сжиженного природного газа планируется построить на базе Салманского (Утреннего) месторождения, расположенного на полуострове Гыдан. Проект обещает стать еще более масштабным и будет состоять из трех линий, мощность которых составит 19, 8 млн тонн в год (6, 6 млн каждая). Стоимость Арктик СПГ-2 оценивается в более чем $ 35 млрд.
Французская Total также планирует войти в новый проект НОВАТЭКА. В настоящий момент представители французских бизнес-структур и руководство российского концерна формируют пул инвесторов по этой сделке. При этом важно отметить ,что, помимо Total, свою заинтересованность в сотрудничестве с Россией в Арктике проявляют, по меньшей мере, с десяток мировых государств. В их числе - Япония, Китай, Индия, Тайланд Индия, Китай, Вьетнам и Сингапур.
Большая часть совместных энергетических инициатив реализуется на полуострове Ямал отнюдь не случайно. Сегодня этот регион страны по праву считается одной из ключевых энергетических кладовых российского Заполярья. В настоящее время на балансе региона находится более 130 нефтяных, нефтегазовых, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений. Самым крупным по запасам газа считается Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение, в недрах которого сокрыто 4,9 триллиона кубометров природного топлива.
Отдельного внимания заслуживают транспортные возможности региона. В рамках еще одного масштабного проекта – "Энергия Арктики" – на полуострове строится Северный широтный ход. Новая транспортная магистраль протяженностью в 707 км свяжет Ямал с Уралом и Северо-Западом России, а также обеспечит связь транспортной системы РФ через порт Сабетта с Северным морским путем.
Сегодня СМП является центральной морской артерией Заполярья и может составить серьезную конкуренцию традиционным «южным» маршрутам – в частности, через Суэцкий канал и позволяет «сэкономить» от 12 до 15 дней. Протяженность маршрута от Йокогамы (Япония) до Роттердама (Нидерланды) через СМП составляет 7300 морских миль против 11 200 морских миль через Суэцкий канал. Аналогичный путь через Суэцкий канал составит 11 200 морских миль. «Таким образом СМП позволяет сэкономить от 12 до 15 дней при перевозке грузов из Азии в Европу, что снижает расходы и повышает эффективность транспортировки», - поясняет профессор Института экономики Народного университета Китая.
Кроме того, СМП является и наиболее безопасным морским маршрутом по сравнению с тем же Суэцким каналом, который проходит через Малаккский пролив и Сомалийские воды, где главенствуют пираты. Грузовые суда вынуждены постоянно делать вынужденные остановки и, соответственно, терять время и деньги.
Наконец, на СМП не введены ограничения для судов по тоннажу – в отличие от традиционного «южного» пути, где продвижению судов препятствуют достаточно узкие каналы и проливы.
Пожалуй, единственный минус Севморпути – это ограниченный навигационный период. Однако уже в ближайшем будущем ситуация изменится. Речь идет о строительстве российских атомных ледоколов нового поколения, способных пробивать четырехметровые льды и осуществлять проводку нефтяных танкеров и судов обеспечения в Северном Ледовитом океане.
Свой «отпечаток» - как на расширение возможностей СМП, так и на изучение арктических энергоресурсов в целом – накладывают и климатические изменения в регионе. А именно – тенденция к глобальному потеплению и сокращению площади ледового покрова. В этой связи сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Школы международных отношений Эллиота при Университете Джорджа Вашингтона Марлен Ларуэль отмечает, что именно Россия способна «добавить значимости некоторым государствам на мировой геополитической арене», так как исторически «владеет» примерно пятой частью от общемирового арктического континентального шельфа.
Действительно, богатая нефтью, газом и полезными ископаемыми Арктика может послужить основой для очередного «мирового энергетического скачка», и поэтому превращается в весьма привлекательный регион для зарубежных инвестиций. В свою очередь, для России Заполярье является своего рода «козырем», который позволяет значительно расширить свою «экономическую географию» за счет выхода на новые и перспективные мировые энергорынки.
Анастасия Дементьева, inforos.ru
Комментарии
Комментариев пока нет