Особенности формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства

Главная \ Молодежь. Наука. Образование \ Особенности формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства
← Предыдущая Следующая →
0

Особенности формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства

 

Павел Валентинович Стасяк

Аннотация. Одним из реальных вопросов функционирования Союзного государства России и Беларуси является формирование социально-политических компетенций граждан. Речь идет о нашем будущем – о молодежи.

Стасяк П Сегодня, постоянно возникают новые социальные образования. Развитие и влияние интернет технологий достигло небывалых высот, что закономерно привело к совершенствованию коммуникации. Развитие института государства, что адекватное должен и реагирует на развитие общества, привело к возможности возникновения и реализации новых путей самореализации личности.

Уже сегодня, в определенных случаях, социальных и интернет пространствах, становиться проблематично контролировать информацию, при этом государство должно иметь положительную динамику развития, а государственные институты работать четко и слаженно, для достижения поставленных целей. Это и приводит нас к актуализации вопроса формирования социально-политических компетенций.

Ежедневный информационный поток влияет на развитие и формирования мировоззрения каждого человека, как социального существа. Ключевым является здравая оценка происходящих вокруг событий, отражающих социальную и политическую жизни общества. Все эти события освящаются в СМИ и интернете. Однако вопросом формирования компетенций, которые помогут дать этому компетентностную оценку остается открытым.

Немногочисленные исследователи, изучающие вопрос формирования социально-политических компетенций, лишь подтверждают данное утверждение: Биктагирова Г.Ф., Калинина Н.В., Гринин Л.Е., Волкова-Алексеева Н. Е. Большинство исследований в данном направлении фокусируются на изучении одной стороны вопроса, и лишь небольшое их число используют комплексный подход, изучая специфические особенности системы в целом.

Возрастающая роль интеграционных процессов между Беларусью и Россией – результат развития общественной мысли создания Союзном государстве. Закономерно возрастание роли общественных организаций Белорусских и Российских соотечественников на территории Российской Федерации и Республики Беларусь соответственно. Ключевое место в работе данных организаций, как и в функционировании Союзного государства, занимает молодежь.

Это отметил и Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании от 21.04.2021 г. (и продолжает подчеркивать практически во всех своих выступлениях). Именно это неоднократно отмечает и председатель Координационного совета (КСОРС) руководителей белорусских общественных объединений Российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь, Андрей Евгеньевич Геращенко.

Тема исследования: особенности формирование социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций союзного государства.

Объект исследования: социально-политические компетенции молодежи общественных организаций союзного государства.

Предмет исследования: процесс формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций союзного государства.

Цель исследования: научно обосновать и разработать социально-культурную модель формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства.

Задачи:

1. Изучить проблему формирования социально-политических компетенций молодежи союзного государства в контексте психолого-педагогических наук.

2. Рассмотреть особенности формирования социально-политических компетенций молодежи.

3. Проанализировать возможности деятельности общественных организаций Союзного государства в формировании социально-политических компетенций молодежи.

4. Разработать социально-культурную модель формирования социальнополитических компетенции молодежи в деятельности общественных организаций союзного государства.

Методы исследования: обобщение, сравнение, анализ научных и методических источников, наблюдение, синтез, моделирование.

Актуальность темы исследования обусловлена низким уровням ее разработанности в научной среде, при наличии интереса со стороны общественности к развитию сотрудничества и построению общего диалога с молодежью.

Практическая значимость работы в разработке методики, на основе авторской социально-культурной модели, направленной на формирование социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства. Апробация полученных результатов осуществлялась путем их представления и обсуждения на VI международной научно-практической конференции «Культура Беларуси: Реалии современности» «Инновационные формы роботы молодежных общественных объединений Беларуси и России»; Расширенном заседании Координационного Совета Руководителей Белорусских Общественных Объединений Российских Соотечественников, на базе представительства Россотрудничества в Республике Беларусь «Внедрение инновационных форм работы в деятельность молодежных общественных организаций Союзного государства России и Беларуси»; 3 международной конференции соотечественников «О вкладе молодежи в развитие российско-белорусских связей», на базе Дома Москвы в г. Минске «Формирование социально-политической компетенции, как фактор развития личности»; 12 Белорусской республиканской конференции общественных объединений Российских соотечественников «Развитие работы с молодежью в сетях интернет», Финале конкурса Молодых международников стран СНГ имени А.А. Громыко.

Ключевые слова: Россия, Беларусь, Союзное государство, молодежь, компетенции и компетентность молодежи, будущее.

 

Теоретические основы формирования социально-политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного Государства.

 

Формирование социально-политических компетенций молодежи союзного государства как психолого-педагогическая проблема.

 

«Краткий словарь иностранных слов» (М., 1952 г.) приводит следующее определение: «компетентный» (от лат. competens, competentis - надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать, или решать что-либо, судить о чем-либо. Подобное определение можно обнаружить и в толковом словаре русского языка, под редакцией С. И. Ожегова. В данном случае, «компетентный» рассматривается как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, а понятие «компетенция» – как круг вопросов, о которых кто-либо хорошо осведомлен; круг полномочий и прав [26, с. 615].

Определение термину «компетентность» также можно обнаружить и в энциклопедическом словаре. В нем, под «компетентностью» понимается определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица; знания, опыт в той или иной области.

Советский энциклопедический словарь разъясняет понятие «компетенция» как знания и опыт в той или иной области.

Определение подобного рода понятий можно обнаружить и в психологической литературе, в словаре практического психолога, где раскрывается понятие социально-психологической компетентности, «...которая формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность» [2, с. 215].

Различия между понятиями компетентность и компетенция можно обнаружить в толковом словаре под редакцией В. И. Байденко: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [3, с. 13].

Во многих случаях, в современной научной литературы, термин «компетенция» применяют для обозначения способностей и свойств личности, обозначающих то, для чего в русском языке используется слово «компетентность».

Одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие – на внутренние особенности. Знания обозначаются как предпосылки навыков. Некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений (Приложение А).

Составляющие понятия компетентности:

• предметная область, которая хорошо известна индивиду;

• характеристика деятельности, понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать способы и средства действия, соответствующие конкретным обстоятельствам времени и места; ответственности за результат; способности учиться на своих ошибках и вносить изменения в процесс для достижения целей;

• глубокая и устойчивая характеристика личности, на основе которой можно определить дальнейшее поведение человека в жизненных и профессиональных ситуациях;

• характеристика качества подготовки специалиста, категория результата его образования;

• заранее определенная структура знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны обладать навыками.

К признакам компетентности относится уровень, сочетающий следующие критерии:

• уровень овладения знаниями и умениями (их качество);

• широта знаний и умений;

• способность выполнять специальные поручения;

• способность рационально планировать и организовывать свою работу;

• способность применения знаний в нестандартных ситуациях (адаптация к изменению технологии и техники, организации условий труда).

Чаще всего, понятие «компетенция» применяется для обозначения:

• результата процесса образования, который выражается в подготовленности, реальном владении методами и средствами деятельности; в возможности справляться с поставленными задачами;

• форма, сочетающая знания, умения и навыки, которые позволяют ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;

• сочетание характеристик (убеждения, мотивы и ценности), которое обеспечивает выполнение профессиональной деятельности и достижение результата;

• соответствие предъявляемым требованиям компетенции специалиста.

Компетентность – это процесс взаимодействия знаний, способностей и индивидуальных свойств личности, направленного на достижения целей в пределах заданной компетенции, которая оценивается по критериям достижения целей, определяемых компетенциями.

Компетенция и компетентность – взаимосвязанные явления. Уровень компетентности зависит от соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком цели, а компетентность формируется в процессе приобретения конкретных навыков, развивается и реализуется в профессиональной деятельности.

Немногочисленные исследования в области социально-политических компетенции молодёжи подтверждает факт их недостаточной изученности.

Биктагирова Г.Ф. является основателем своей авторской программы 2018 года, по дисциплине «Социализация молодежи». Основной целью данной программы является раскрытие особенностей социализации молодежи и ее роль в развитии общества [4, с. 20]. Акцент делается на развитии способности коммуникации. Формы устные и письменные. На русском и иностранных языках. Цели – решение задач межличностного и межкультурного значения; развитие способностей работы в коллективе и формирование толерантности; развитие способности к самоорганизации и самообразованию личности.

Фонарев А.Р., в своей статье «Формирование социально-поведенческих компетенций молодежи в условиях профессионального образования», делает акцент на поведенческий аспект, как ключевом уровне компетентности будущего специалиста. Данное исследование базируется на уверенности в социальной незрелости современной молодежи. [39, с. 327].

Сегодня в мире наблюдается низкий уровень политической и правовой культуры молодежи, отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции и законов их стран. Концепция модернизации как российского, так и белорусского образования определила, что необходимо готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве.

Возникает противоречие между потребностью общества иметь образованных и активных граждан, способных реализовывать свои гражданские права и обязанности, и отсутствием формируемых у молодежи социально-политических компетенций, обеспечивающих знания, умения и навыки, а также готовность принять участие в общественной жизни государства.

Поиск путей разрешения сложившегося противоречия определило проблему данного исследования. В теоретическом плане – это проблема обоснования содержания структурных компонентов социально-политических компетенций молодежи. В практическом плане – проблема определения содержания и условий формирования социально-политических компетенций молодежи в процессе их деятельности в организациях союзного государства.

 

Особенности формирования социально-политических компетенций молодежи Союзного государства.

 

Система общественных организаций Союзного государства России и Беларуси обязана отвечать современным требованиям информационного общества, быть гибкой для жизнеспособности и популяризации своих идей среди молодежи. В её основе должна находиться социально-культурную модель, которая будет создавать желание её реализации.

Социальная группа «молодежь» – многогранна. К «молодежи» относятся молодые люди в возрасте от 16-ти и до 31-го года [47, с. 3]. В тоже время, в Российской Федерации возрастные рамки «молодежи» – от 16-ти до 35-ти лет [47, с. 4].

Как отдельную социальную группу, «молодежь Союзного государства» Беларуси и России на данный момент никто не выделял. Возможно присутствие мнения, что молодежь Беларуси является частью молодежи России и наоборот.

«Молодежь» – одна из самых значимых составляющих общества. Молодежь является социальной основой построения будущего Союзного государства. Проблемы молодежи являются отражением проблем всего общества.

Отдельной темой для обсуждения является «жонглирование» возрастными границами молодёжи. На данную проблему обращали свое внимание философы древности: Платон, Аристотель, Вергилий и др. Уже тогда начали определяться различные подходы к определению возрастной периодизации, что привело к многообразию систем классификации возрастных рамок. Особый вклад в развитие данного направления внесли: А.П. Рославский-Петровский (статистик и демограф XIX в.), Б.И. Урланис (современный демограф), И.В. Бестужев-Лада (социолог) и др. На основе имеющихся теоретических и практических материалах в области психологии, социологии и антропологии, исследователи разрабатывают различные варианты возрастной периодизации.

Еще в 80-тые годы прошлого века, Л.В. Петровский разработал концепцию развития личности, которая определяется деятельностно-опосредствованым типом отношений между индивидом и референтными группами [29, с. 23].

На основе антропологических и медицинских данных, В.В. Гинсбург, пришел к выводу, что подростковый возраст заканчивается в 16-17 лет. Взрослый начинается в 20-24 года.

П.И. Иванов, на основе динамики психологических процессов, установил свои параметры юношеского возраста. Первый начинается с 14-15 лет и длится до 17-18, а второй – с 17-18 и заканчивается в 23-24 года. После 24 лет уже начинается зрелый возраст [29, с. 78].

И.М. Ильинский указывает на «искусственность ограничения молодежного возраста рамками 15-24 годами», что не отвечает социальному становлению личности в современном обществе. Исследователь предлагает считать «началом» молодости момент наступления физической зрелости (13-14 лет). «Конец» молодости – положение человека, при котором он вступает в статус «взрослого» (29-30 лет) [20, с. 41].

Данный подход близок к реальному положению вещей в обществе Российской Федерации, так как трудовая деятельность в России разрешена с 14 лет. В Беларуси он ограничен низовыми рамками 16-тилетнего возраста.

Внутри молодежи активно идут процессы дифференциации, в основе которых лежит деление молодежи на страны и социальные-группы, которые различаются по материальному положению, образу и стилю жизни, а также образованию.

Ю.В. Вишневский и В.Т. Шапко предлагают схему дифференциации молодежи по социально-классовым признакам, по полу и возрасту, уровню образованности и компетентности в сфере свое профессиональной деятельности. Подобного рода подход можно наблюдать и в трудах П.А. Чукреева [44, с. 5].

Ю.В. Вишневский и В.Т. Шапко предлагают деление молодежи на три типа, опираясь на «специфику групповых отношений, особенностей формирования потребности и цели, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества» [29, с. 45]:

• стратификационный – в каждой общности или «страте» можно четко выделить молодежный слой (молодые предприниматели, рабочие и др.);

• возрастной – процесс социализации и индивидуализации молодежи, который разграничивается на определенные временные этапы и возрастные группы внутри молодежи;

• субкультурный – в данном случае, критерием дифференциации выступают различия тех или иных групп молодежи по образу и стилю жизни, а также характеру ценностных ориентации и установок.

При привлечении молодежи в деятельность общественных организаций Союзного государства, важно рассматривать молодежь как важный стратегический ресурс («нефть XXI века»). Она является основой будущего и важнейшим фактором социальных перемен. Необходимо признание важности и значимости роли молодежи для настоящего и будущего. Развитие Союзного государства, в свете современных геополитических реалией, получило новый виток развития, лидирующее место в котором занимает деятельность общественных организаций. Признание главенствующей роли молодежи в социальной жизни Союзного государства, принимается в качестве методологической основы изучения молодежи в составе общественных организаций Союзного государства.

Как для белорусской молодежи, так и для российской, характерны общие черты. Исследования положения молодых людей в наших странах свидетельствуют о следующих тенденциях:

• ухудшения психологического и физического здоровья представителей молодежи;

• выстроенная система образования не успевает за постоянно меняющимися новыми условиями общественной жизни;

• за чертой «недо-самореализации» личности находится около трети молодых людей;

• составляя четверть от всего населения России и Беларуси, молодежь, по большей части, по незнанию, совершает большую часть всех преступлений.

Преобразования по отношению к молодежи обязаны создавать связи между интересами и потребностями общества с интересами и потребностями молодежи, включая ее в процесс функционирования, развития и преобразования.

На основе изученного материала можно выделить три основополагающих компонента (критерии) социально-политических компетенций: индивидуально-нравственный, социальный, политический.

 

Рис. 1. Компоненты (критерии) социально-политической компетенции.

 

 

  1. Индивидуально-нравственный компонент.

Участник любой сферы деятельности обязан нести ответственность за принимаемые решения, иметь общее представление об этической стороне вопроса, отвечать, как профессионал, за результаты и методы, используемые в своей деятельности, иметь четкое представление о соотношении личных, корпоративных, государственных и глобальных ценностей и интересов.

Критерии оценки индивидуально-этического компонента социально-политической компетенции:

знания о проблемах (масштабах и причинах возникновения); знания, помогающие решить проблему; знания об этических нормах профессии;

умения и навыки к рассуждению и анализу; к разделению мнений и фактов; к анализу причин и следствий; к логическому изложению своего решения; к определению актуальности личного опыта, который применяется к конкретной ситуации; умения и навыки к самоконтролю и саморегуляции;

деятельностно-важные: ответственность; целеустремленность и уверенность в себе; адекватная оценка своих знаний и навыков; способность к самостоятельной работе; конструктивный анализ ошибок; порядочность и честность.

  1. Социальный компонент.

Специалист любой сферы деятельности, должен обладать навыками принятия групповых решений, использовать компромисс в процессе договоренности, самоотождествляться с социальной группой, ненасильственно разрешать конфликты. Уметь выстраивать взаимодействия с окружающими, организовываться их совместную деятельность для достижения общих целей. Он обязан быть знаком с профессиональной этикой общения и уметь применять эти знания. Данный компонент характеризует непосредственно управленческие качества и организаторские способности, свидетельствует о навыке предупреждения конфликтов и их разрешения.

Показателями сформированности социального компонента выступают:

знания правил поведения и общественных норм; навыки этики профессионального общения; базовые знания психологии;

• умения и навыки взаимодействия с людьми; организаторство и красноречие; самоконтроль и саморегуляция; актуализация опыта применительно к конкретной ситуации;

деятельностно-важные качества: коммуникабельность; социальная активность; качества лидера; критичность к окружающим и самому себе.

  1. Политический компонент.

Он подразумевает формирование политической грамотности и способности к всестороннему осмыслению вопросов, а также способности к научной оценке социально значимых процессов и проблем, критического анализа, определенного аспекту развития общества, стимулирование формирования ценностей демократии, воспитание толерантности к нормам социального существования, осознание индивидуально принадлежности к Союзному Государству и его ценностям.

Критериями, которые позволяют оценить сформированность непосредственно политического компонента социально-политической компетенции являются:

знания о тенденциях и направлениях политического развития государства и общества, как основной части его социального института; знание о процессе развития экономики; знание развития техно- и профессиональной сфер; знание экологических реалий общества;

умения и навыки анализа социально значимых процессов; умения и навыки прогнозирования социальных и технических результатов деятельности общества;

деятельносно-важные качества: гуманизм и толерантность в совершенствовании себя, как личность; патриотизм.

В свете индивидуальных особенностей и неравномерности развития социально-политической компетенции у представителей молодежи, выделенные критерии будут иметь различную степень выраженности и соответствовать одному из уровней сформированности: низкому, среднему, или высокому.

Выделение данных критериев, является результатом анализа проблем молодежи, определенными профессором А.М. Асалиевым:

• отсутствие у представителей молодежи практического опыта социально-культурной работы, специального образования в данной области;

• недостаточная информированность о политической и социальной ситуации в контексте мировых тенденций развития общества;

• незнание основ законодательства стран-участниц Союзного государства, нормативно-правовой базы, регламентирующую общественную деятельность;

• низкий уровень мотивации на социальную активность;

• недостаточно скоординированная работа органов управления Союзного государства и его общественных организаций в области социальной ориентации и деятельностной мотивации молодежи;

• низкий уровень активности, мотивированности собственной самореализацией.

При этом, необходимо отметить характерную черту включения молодежи в деятельность общественных организаций союзного государства, как двойственный вид адаптации, который основывается на различиях в законодательных и правовых актах стран-участниц Союзного государства.

 

Возможности деятельности общественных организаций Союзного государства в формировании социально-политических компетенций молодежи.

 

Социально-культурная деятельность многогранна. Возрастает уровень ее проникновения, как в жизнедеятельность человека, так и в деятельность общественных организаций Союзного государства.

Термин «общественная организация», согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» в Российской Федерации, а также закону Республики Беларусь «Об общественных объединениях» 3254-XII от 04.10.1994 г., имеет юридическое обоснование.

«Общественная организация» — неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам [48, с. 111].

Общественная организация — добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерно наличие устава и специализированного управленческого аппарата.

Общественные организации — не заявляют, и не претендуют на участие в осуществлении власти и не берут обстоятельств, связанных с этим. Общественные организации решают задачи широкого общественного значения.

К общественным организациям можно отнести профессиональные и творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации и т.д.

С учетом территориальных рамок деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные и международные общественные организации.

Общественные организации классифицируются не только по деятельности, но и интересам:

• по экономическим – организации предпринимателей, работающих по найму, крестьян, представителей свободных профессий, кооперативы, потребительские союзы;

• по общественно-политическим – организации культурного, гуманитарного направлений, религиозные;

• по методам деятельности и правовому статусу – легальные и официальные, полулегальные и неформальные (например, масонская ложа);

• по месту приложения сил в структуре политической власти – лобби, самоуправляющиеся организации, которые добиваются правительственных дотаций;

• по видам деятельности – экономические, образовательные и культурные, научные и научно-технические, опекунские, конфессиональные, оборонные, спортивные и туристские.

Касательно «Общественных организаций Союзного государства» – в направленности своей деятельности они имеют специфические особенности.

Пример – «Молодежного Общественного Объединения «Будущее»» (МОО «Будущее»).

Целью деятельности МОО «Будущее» является обеспечение возможностью раскрытия творческого потенциала личности молодежи соотечественников.

2.2. Задачами деятельности МОО «Будущее» являются:

• изучение, развитие и пропаганда достижений культуры, науки, экономики и спорта Беларуси и России;

• поддержка роли белорусского языка, как языка, являющегося историческим и национальным достоянием Беларуси;

• поддержка роли русского языка как языка международного и межнационального общения;

• содействие развитию здоровой, культурной, многосторонней и творчески развитой личности;

• содействие укреплению научных, культурных и экономических связей между народами Беларуси и России;

• развитие и популяризация спорта, как основы идеи здорового образа жизни и другие.

Социально-культурная деятельность – основа развития МОО «Будущее».

Сегодня происходит переосмысление роли социально-культурной деятельности в обществе и оценка её значимости в развитии личности человека. Социальнокультурная деятельность – пространство, где человек реализует свои потребности в самовыражении, общении и коммуникации, в познании нового и анализе старого, в отдыхе и рекреации.

«В начале 90-х годов ХХ столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в образовательный процесс» [37, с.171].

Специфика социально-культурной деятельности – участии её субъектов в различных активностях, которые выполняют следующие функций:

• социализирующая;

• культуротворческая;

• рекреационно-развлекательная;

• познавательно-образовательная;

• коммуникативная;

• творческая;

• эстетическая;

• воспитательная;

• самореализационная;

• компенсаторная;

• воспитательная;

• рекрационно-оздоровительная.

Основные направления социально-культурной деятельности: развлекательные, познавательно-образовательные, коммуникативные, творческие, эстетические, патриотические, экологические [35, с. 38-42].

Специфические особенности социально-культурной деятельности:

• действенный мотив;

• разнообразие досуговой деятельности;

• возможность выбора целей и содержания досуговой деятельности в зависимости от уровня культуры;

• носит полезный и социально-нейтральный характер.

Социально-культурная деятельность, ее средства, методы и формамы формируют ряд компетенций молодежи общественных организаций Союзного государства, способствуют становление мировоззрения, и формируют готовность к проявлению собственной позиции при решении социально важных задач.

Каждая из форм социально-культурной деятельности имеет своё специфическое содержание, отражающее ценностные компоненты духовной деятельности человека, усвоение которых связано с его саморазвитием, самосовершенствованием и самореализацией.

Ю.А. Стрельцов определяет форму как организуемое внешнее выражение согласованной деятельности субъекта и объекта. Важно то, как при помощи формы социально-культурной деятельности можно формировать составные части социальнополитических компетенций, и какую форму нужно подобрать для более успешного результата при формировании социально-активной личности Союзного государства. При выборе формы необходимо ориентироваться в ее возможностях по развитию личности [35, с. 162].

Существующее разнообразие форм социально-культурной деятельности позволит молодежи приобрести знания, умения и навыки, проявить свою индивидуальность, показать свое всесторонне развитие.

Классификация форм социально-культурной деятельности [35, с. 82]: информационно-познавательные (беседы, информационно-художественные программы и др.); потребление духовных ценностей (спектакли, выставки, фестивали и др.); состязательно-игровые (игровые конкурсы, турниры и др.).

Технология информационно-дискуссионной деятельности предлагает одну из интереснейших методичсеких программ – информационно-дискуссионную (вечер вопросов и ответов, пресс-конференция, дискуссия, дебаты и др.). В данных программах преобладает коммуникативная сторона, а их содержание транслируется через совместные обсуждения. Участники имеют возможность упражняться в логическом построении речи для наиболее верного транслирования своих мыслей.

Так же следует обратить отдельное внимание на профориентационную игру – это моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников. В основе режим «погружения».

Особое место в системе специализированных технологий занимает социокультурное проектирование. Проектирование – это сложный процесс и его стоит выделить отдельно.

Социокультурное проектирование – технология конструктивной, творческой деятельности. Суть: анализ проблем и выявление причин их возникновения; выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности); разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В процессе создания проекта задействуется огромное колличество ресурсов (мыслительные, организаторские, материальные и т.д.), поэтому создавая проект молодёжь имеет возможность проявить свои самые лучшие профессионально значимые качества.

Исходя из особенностей моделиворная, нами разработана социально-культурная модель (приложение Б), которая направлена на развитие социально политических компетенций молодежи в деятельности общественных организаций Союзного государства.

Основным компонентом модели, объединяющим все ее структурные элементы (блоки), являются «Организационно-педагогические условия формирования социально-политических компетенций молодежи общественных организаций союзного государства».

Целевой блок модели: повышение общего уровня сформированности социальнополитических компетенций молодежи общественных организаций союзного государства средствами социально-культурной деятельности.

Особое внимание в модели уделено рассмотрению компонентов структуры социально-политической компетенции личности: индивидуально-нравственный, социальный и политический.

Данные компоненты являются авторскими, определенными изучением общего вопроса формирования компетенций и, более подробно изложены в предыдущем разделе.

Организационно-содержательный блок строится на средствах, формах и методах СКД, которые можно объединить в общую методику, цель которой заключается в формировании социально-политических компетенций молодежи общественных организаций Союзного государства.

Средства социально-культурной деятельности – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются в процессе производственной деятельности.

К числу основных средств СКД относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Все средства тесно взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия: дошкольники, подростки, студенты, люди среднего возраста, пенсионеры и т.д. Выбор средств зависит и от тематической направленности мероприятия.

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности на практике исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

Цель применения методов – эффективное использование форм и средств организации свободного времени. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.

а) методы самообразовательной деятельности – работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного или прочитанного;

б) методы формирования сознания личности – убеждение (доказательство какойлибо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам), внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, группой или массовой аудиторией), пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности – моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание. В социально-культурных институтах такие методы используются в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач.

«Внедренческий» блок. Составные элементы: планирование, реализация, анализ и рефлексия.

Планирование.

Основа – программа мероприятий, общая цель которых заключается в последовательном раскрытии понятия «социально-политических компетенции»; первичный замер уровня сформированности ее компонентов; непосредственный эксперимент, который влияет на изменения уровня в положительную/отрицательную сторону; конечный замер, дающий общую картину результативности внедрения данной модели.

Реализация.

Включает ряд мероприятий с участием участников эксперимента: заседание Молодежного общественного объединения «Будущее»; мастер-класс по саморазвитию личности на базе Дома Москвы в Минске; III Международная конференция соотечественников; участие в шествии «Бессмертный полк», в рамках празднования «9 Мая»; XXII Белорусская Республиканская конференция Общественных объединений Российских соотечественников.

Анализ.

Как начальный замер сформированности определенных качеств личности, так и замер по итогам проведения практического эксперимента.

В связи с отсутствующих методик замера уровня сформированности социальнополитических компетенций мы анализируем и определяем лишь некоторые составляющие: общая направленность личности, диагностика коммуникативной толерантности и творческого мышления, умение находить знакомства и налаживать связи между участниками общения. Данная диагностика опирается на тесты и методики А.С. Лачинса, В.В. Бойко, Б. Басса.

Рефлексия.

Возможность у организатора и участников эскперимента высказать свои мнения об опыте участия в нем; определить плюсы и минусы; предложить варианты совершенствования данной методики.

Критериально-оценочный блок – отражает полученные, в результате замеров, данных, которые показывают уровень сформированности компонентов социальнополитических компетенции.

Результат практического внедрения методики социально-культурной модели формированию социально-политических компетенций молодежи общественных организаций союзного государства – повышения ее общего уровня сформированности.

Данная модель базируется на социально-культурной деятельности, которая является мощным «культурно значимым явлением» с большим потенциалом развития личностных и профессиональных качеств социально-активной и значимой личности молодого человека в функционировани союзного государства России и Беларуси.

 

Табл. 1. «Модель формирования социально-политических компетенций».

 

 

Заключение.

 

Возрастающая роль интеграционных процессов между Беларусью и Россией – результат развития общественной мысли создания Союзном государстве. Закономерно возрастание роли общественных организаций Белорусских и Российских соотечественников на территории Российской Федерации и Республики Беларусь соответственно. Ключевое место в работе данных организаций, как и в функционировании Союзного государства, занимает молодежь.

Социальная группа «молодежь» – многогранна. Молодежь является социальной основой построения будущего Союзного государства.

При привлечении молодежи в деятельность общественных организаций Союзного государства, важно рассматривать молодежь как важный стратегический ресурс («нефть XXI века»).

Компетентность – это процесс взаимодействия знаний, способностей и индивидуальных свойств личности, направленного на достижения целей в пределах заданной компетенции, которая оценивается по критериям достижения целей, определяемых компетенциями.

Компетенция и компетентность – взаимосвязанные явления. Уровень компетентности зависит от соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком цели, а компетентность формируется в процессе приобретения конкретных навыков, развивается и реализуется в профессиональной деятельности.

Социально-политические компетенции необходимо рассматривать, как комплексное явление (стоящее на ступень ниже понятия компетентности), к которому мы относим те знания, умения и навыки, которые соответствуют социальному положению личности, что, в сочетании с умением анализа политической ситуации, дают ее специфическую и отличительную особенность.

Сегодня происходит переосмысление роли социально-культурной деятельности в обществе и оценка её значимости в развитии личности человека.

Социально-культурная деятельность – пространство, где человек реализует свои потребности в самовыражении, общении и коммуникации, в познании нового и анализе старого, в отдыхе и рекреации. Социально-культурная деятельность является мощным «культурно значимым явлением» с большим потенциалом развития личностных и профессиональных качеств социально-активной и значимой личности молодого человека в функционировани союзного государства России и Беларуси.

Формирование социально-политических компетенций молодежи является важным элементом стимулирования её деятельности в рамках общественных организаций Союзного государства, освоении интеграционного пространства и становлении компетентной личности. Такая личность должна обладать рядом определенных навыков, которые составляют компоненты социально-политической компетенции, что в дальнейшем будут помогать ей в осуществлении социально-значимой деятельности.

 

Социально-культурная модель является мощным инструментом, «социально-значимым явлением», с большим потенциалом, не только для формирования социально-политических компетенций, но и для развития личностных и профессиональных качеств молодежи общественных организаций союзного государства.

 

 

Приложение.

 

Приложение А: Явные и неявные определения компетентности.

 

Автор

 

Определение (неявные определения в затененных клетках)

 

В. С. Безрукова

«...владение знаниями, умения и навыками, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»

А.Г. Бермус

«… представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»

С. Велде

компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности

Ю. Н. Емельянов

«компетентность - это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе»

Э.Ф. Зеер

обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т. е. способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Помимо деятельностных знаний, умений и навыков, в структуру компетенции включает мотивационную и эмоциональноволевую сферы, считая важным компонентном компетенции опыт – интеграцию в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач

В.Н. Зимин

Профессиональная – интегральная характеристика личности, отражающая степень освоения знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности, а также личностные качества, отражающие умение человека жить, эффективно действовать в обществе

И.А. Зимняя

Компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности человека» Конечный результат процесса образования

Т. Е. Исаева

особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования

А.К. Маркова

Профессиональная компетентность учителя включает профессиональные знания, умения, психологические позиции, установки, личностные особенности; Конечный результат процесса образования

Л.М. Митина

Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвития) личности

Е.И. Огарев

«...компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей»

И.Л. Плужник

Профессиональная – способность творчески выполнять деятельность на основе сформированных мотивов, личностных качеств, умений использовать нормативно-приемлемые образцы поведения в профессиональной области

Дж. Равен

Компетентность: специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия.

Н.С. Сахарова

В противовес компетенции компетентность трактуется как:

- владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;

- комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;

- наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;

- уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;

- соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и ст

 

 

 

Явные и неявные определения компетентности

 

Автор

Определение (неявные определения в затененных клетках)

 

Г.К. Селевко

компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д

Ю. Г. Татур

«компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области»

А.В. Хуторской

Образовательная – интегральная характеристика качества подготовки учащегося, связанная с его способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов

М. А. Чошанов

компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь ее решать практически, то есть обладать методом (знание +умение) решения.

С.Е. Шишов,

И.Г. Агапов

Общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность

С. Шишов,

В.А. Калней

Общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам.

Э. Шорт

«компетенция – это владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, это способность реагировать на воздействие среды и изменять ее»

С. Уиддет,

С. Холлифорд

Компетенция – это «описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы». «компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» …к этому часто цитируемому определению компетенции добавляются мотивы, особенности характера, способности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе

О.Н. Ярыгин

Компетенция – это область решаемых проблем, сфера деятельности, круг вмененных обязанностей, область реализации компетентности в совокупности с критериями решения, то есть единство области реализации компетентности, критериев исполнения, и используемых ресурсов Компетентность – это процесс деенаправленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в пределах заданной компетенции

 

 

Приложение Б:

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов, Новая расширенная редакция. Учебное пособие. - М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. С. 349.
  2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избран. психолог. тр. / Б. Г. Ананьев. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – С. 384.
  3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – М.: 2004 № 11. С. 3—13. 4.
  4. Биктагирова Г.Ф. Программа дисциплины «Социализация молодежи» / Г.Ф. Биктагирова, Психолого-педагогическое образование. – Министерство образования и наук Российской Федерации. – Астона.: 2017, С. 30 5.
  5. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим, Иностранные языки в школе [Текст] – М.: РусЛит. 2002. № 2. С. 128.
  6. Воробьев, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Г.А. Воробьев, Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 30-35.
  7. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова: учеб. пособие для студ. лингв. унтов и фак. ин. яз. высш. пед учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. С. 336.
  8. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / под. науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. – С. 512.
  9. Грыгаровiч, Я. Д. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я. Д. Грыгаровіч, А. І. Смолік. - Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005. – С. 228.
  10. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
  11. Деркач, А.А. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: Российская Академия Управления, 1993. – С. 212.
  12. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах / СО РАО, ИПК. - Новокузнецк. - 2005. - Вып. 8. - С. 26-44.
  13. Егоренко, Т. А. Формирование профессионально важных личностных качеств как средство повышения конкурентоспособности выпускника / Т.А. Егоренко // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2007. - № 4. - С. 106.
  14. Ермаков, Д.С. Компетентность в решении проблем / Д.С. Ермаков // Народное образование. - 2005. - № 9. - С. 119-128.
  15. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. - Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 480.
  16. Запевалина, О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.105-111.
  17. Захаров, В.Ю. Формирование профессионально важных качеств специалиста с помощью компетентностных технологий / В.Ю. Захаров, М.Р. Таймасова // Cреднее профессиональное образование. - 2008. - № 10. - С. 43-46.
  18. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф.Зеер. - Москва : Академический Проект; 2003. – С. 336.
  19. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия. / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 312.
  20. Ильинский, И.М. Молодежная политика / И.М. Ильинский. Учебное пособие. – М.: Голос, 2001 – С. 696.
  21.  Караваева, Е.В. Принципы оценивания уровня сформированности компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с ФГОС нового поколения / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. - 2009. -№8(156). - Вып. 12. - С. 155–162.
  22. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. - Москва : Академия, 2004. – С. 304.
  23. Козловская, Л. И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности / Л. И. Козловская // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Минск : Четыре четверти, 2007. - С. 43-51.
  24. Корбут, А. А. Компетентностный подход как условие повышения качества образования в сфере культуры и искусства / А. А. Корбут // Компетентностный подход в высшем образовании: проблемы и перспективы : материалы научнометодической конференции, Минск, 4 февраля 2016 г. / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2016. - С. 3-6.
  25. Малахова, И. А. Индивидуально-психологические параметры творческой личности / И. А. Малахова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры. - 2004. - № 3. - С. 83-89.
  26. Мосейчук, С.Б. Режиссура культурно-досуговых программ : учеб. - метод. пособие / С.Б. Мосейчук; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. - Минск : БГУКИ, 2012. – С. 99.
  27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1986. – С. 816.
  28. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - Москва : УРАО, 2002. – С. 160.
  29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред.- сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – С. 672.
  30. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / М. А. Пономарёва, Т. И. Юхновец; под общ. ред. М. А. Пономарёвой. - Минск: Тесей, 2008. – С. 200.
  31. Рогачева, О.В. Формирование профессиональной компетентности специалиста социально-культурной деятельности / О.В. Рогачева // Культура: открытый формат - 2011 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, социокультурная деятельность): сборник научных работ / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2011. - С. 251-254.
  32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2 / Е.И. Рогов. - Москва, 2014. – С. 412.
  33. Садон, Е.В. Контроль за формированием профессиональных компетенций. Психолого-организационные формы / Е.В. Садон, О.В. Кононова, Н.А. Олешкевич // Вестн. СибГАУ. -2006. - № 6. – С. 9 - 26.
  34.  Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович ; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. - Минск : БГУКИ, 2013. – С. 174.
  35. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : МГУКИ, 2010. - С. 161-202.
  36.  Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного языка и родного языков // Иностранные языки в школе. 2003. №1. С. 42-47.
  37. Технология социально-культурной деятельности : учеб.-метод. пособие / Л.И. Козловская [и др.] ; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. - Минск : БГУКИ, 2014. – С. 206.
  38. Трофимова, Н. М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 42- 47.
  39. Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления Профессионала / А.Р Фонарев. – М.: МОДЕК, 2005. – С. 560.
  40. Хлызова, Н.Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии // Медиаобразование: от теории – к практике / Составитель И.В.Жилавская; Ч.2. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. - С.48.
  41. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образовния / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
  42. Хухлаева, О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. – М.: 2001 № 1, С. 37—40.
  43. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. - 2-е изд. – М.: Логос, 1996. – С. 320.
  44. Чукреев, П.А., Тогошиева, А.В. Реклама и социализация молодежи: теория и практика социологического исследования / П.А. Чукреева, Монография. УланУдэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2010. – С. 137.