Павел Стасяк: "Масленица в Музее народной архитектуры и быта: диалог эпох через традиции"

Главная \ Заметки Лидера \ Беларусь \ Павел Стасяк: "Масленица в Музее народной архитектуры и быта: диалог эпох через традиции"
0
13
Павел Стасяк: "Масленица в Музее народной архитектуры и быта: диалог эпох через традиции"

От языческих истоков к региональному многообразию  

Масленица — древний праздник восточных славян, корни которого уходят в дохристианскую эпоху. Изначально связанный с культом плодородия и солнца, он сочетал языческие ритуалы с христианской символикой.

В Беларуси же Масленица долгое время сохраняла локальный колорит: вместо массовых гуляний здесь преобладали обряды, что укрепляют общинные связи.  

Одним из таких ритуалов было «вешанье колодок» — холостым парням и девушкам вешали на шею куски бревна, подшучивая над их незамужним статусом.

Другой уникальной традицией стало «Пахаванне дзеда» (похороны Деда) из Городокского района Витебской области: тряпичную куклу «хоронили» с причитаниями и юмором, например, привязывая к ней морковь как символ «хозяйства».

Любопытно, что сжигание чучела Марены, ставшее позднее центральным элементом праздника, изначально не было характерно для Беларуси и пришло из соседних культур, адаптировавшись под местные традиции.

Музей как хранитель и новатор  

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта превратил Масленицу в площадку для диалога между прошлым и настоящим. Здесь не просто воссоздают обряды, но и наполняют их новым смыслом, вовлекая посетителей в интерактивное действо.  

 

Ключевые реконструкции:  

«Пахаванне дзеда» — ритуал, включенный в список нематериального наследия Беларуси, оживает благодаря театрализованным «похоронам» куклы, где трагифарс сочетается с народным юмором.  

«Наведванне маладухі» — гости проверяют, справляется ли молодая невеста с ролью хозяйки, а она угощает их блинами с «предсказаниями» о будущих детях (например, монетка в блине сулит богатство).  

«Колодки» превратились в игру: участники соревнуются, кто быстрее «избавится» от символического бремени, танцуя или отгадывая загадки.  

 

Современность в ритме традиций  

Чтобы сделать древние обряды понятными и увлекательными, музей внедряет инновационные форматы:  

Фаер-шоу — сжигание Марены сопровождается пиротехническими эффектами, превращая ритуал в зрелищное шоу.  

Квесты и интерактивы — гости карабкаются на масленичный столб за призами, участвуют в мастер-классах по созданию экологичных чучел из соломы и льна.  

Театральные эксперименты — кукольные представления «Батлейка» и теневой театр «Вяртэп» переосмысливают фольклорные сюжеты.  

Праздник также решает практические задачи: отсутствие банкоматов на территории напоминает о «наличной» эпохе, а система предварительной записи и продажи билетов помогает регулировать поток гостей. 

111000002116

Павел Стасяк

Культурный мост между поколениями

Масленица в Озерцо — не просто фестиваль, а инструмент сохранения идентичности. Через обряды транслируются ценности примирения и семейных уз. Для детей проводятся игры, объясняющие связь блинов с солнечным циклом, а для взрослых — экскурсии, раскрывающие историю деревянных церквей и хуторов.  

Музей успешно балансирует между аутентичностью и актуальностьюКонцерты фольклорных коллективов дополняются выступлениями современных хедлайнеров, создавая музыкальный диалог эпох.  

Когда традиции становятся будущим

Эволюция Масленицы в музее — это путь от сельских ритуалов к универсальному культурному коду. Сохраняя уникальные белорусские обычаи, музей превращает их в живую традицию, где каждый обряд — урок истории, а каждый блин — мост между поколениями. Здесь праздник перестает быть музейным экспонатом, становясь частью современной жизни, доказывая: истинные традиции не умирают — они учатся говорить на языке нового времени.  

 

Павел Стасяк

---

Источники:  

1. Программа мероприятий Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта ( https://ru.etna.by/events/prazdnik-maslenca-2025.html ).  

2. Иванов И.И. «Традиционные обряды Масленицы в Беларуси» (2020).  

3. Петров П.П. «Эволюция народных праздников» (2019).  

4. Архивные материалы Городокского района Витебской области.