Геращенко: Референдум 1995-го года вылился в бескровную народную революцию
Референдум, который прошел 14 мая 1995 года, был настоящей бескровной народной революцией – второй после избрания А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года. Третьей был референдум 24 ноября 1996 года. Эти три события определили нашу нынешнюю жизнь.
Я говорю не об экономике, а об идеологической составляющей, наших базовых ценностях. А.Г.Лукашенко, в первую очередь, был избран потому, что в 1994 году озвучил стихийное требование всего белорусского народа – прекращение насильственной белорусизации, придание русскому языку статуса государственного, сохранение союза с Россией, прекращения потаканий власти бело-красно-белому меньшинству. Роль А.Г.Лукашенко была большой, но нужно помнить сейчас, особенно молодёжи, которая не жила в это время, что это было требование всего белорусского народа – для этого А.Г.Лукашенко и избирали в первую очередь. Русский язык – основной и родной язык белорусов. Этого не скажешь, например, про эстонцев или литовцев. А для белорусов русский язык – основа культуры, семейного быта, жизни, как таковой, язык, на котором мы думаем, любим, ссоримся и просто живём. Поэтому попытки вытеснения русского языка встретили такой отпор населения. За возвращение русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3% белорусов.
За возвращение государственного красно-зелёного флага и герба проголосовало также 75,1% белорусов. Висевший везде бело-красно-белый флаг с 1991 по 1995 годы воспринимался населением, как чужой. Важно, что этот псевдоисторический флаг был придуман при образовании БНР во время немецкой оккупации Минска в 1918 году, а в годы фашистской оккупации в 1941-1944 годах под ним ходили полицаи и предатели, сотрудничавшие с гитлеровцами. «Погони» висели рядом с портретами Гитлера. Это оскорбляло ветеранов войны – так, Республиканский совет ветеранов тогда был куда более боевым, нежели сейчас – его возглавляли участники войны, партизаны, а не просто вышедшие на пенсию руководители, как это мы наблюдаем сейчас.
Ветераны 19 мая и 20 августа 1993 года обращались к Верховному Совету с требованием отменить государственный статус бело-красно-белого флага и герба «Погоня». Белорусы не приняли этот флаг. Помню, я тогда работал в школе психологом и принципиально отказался взять в руки бело-красно-белый флаг – мне его было стыдно нести перед людьми. Ничего исторического в нём нет – пожалуй, кроме того, что он вечно соседствовал с символикой наших противников – в годы войны с гитлеровской, а сейчас – с американской и евросоюзовской. «Дайте нам порулить, а мы сделаем то, что нужно вам», - вся логика таких «совместных» вывешиваний. Но это и к лучшему – когда я вижу у человека бело-красно-белый флаг, мне сразу ясно, кто передо мной – человек, плохо относящийся к русскому языку, нашему союзу с Россией, ругающий партизан, не чтущий Победу в войне и прочее. Иными словами, просто не слушаю его или вычёркиваю на выборах – как говорят в народе, «Бог шельму метит»!
С «Погоней» чуть сложнее. Если бело-красно-белый флаг – просто выдумка и фикция, то «Погоня» - герб Великого княжества Литовского и Русского, однако никак не белорусского государства, хотя у нас и пытаются представить ВКЛиР аналогом Республики Беларусь в прошлом. Но «Погоню» уже трудно отмыть от наследия тех, кто сотрудничал с фашистами, затем разваливал Советский Союз, а теперь обращает все свои взоры на США и ЕС. Разве что вписать небольшим элементом в нынешний государственный герб – и то надо ли это в Белоруссии, где в войну погиб каждый третий, ещё большой вопрос.
За интеграцию с Россией выступили 83,3% белорусов. Это вполне логично, потому что белорусы наряду с украинцами и русскими – один большой народ. А в 1995 году это воспринималось ещё острее – прошло совсем немного времени с момента разрушения нашей общей родины – СССР. Напомню, что 17 марта 1991 года на общесоюзном референдуме фактически те же 82,7% белорусов высказались за сохранение Советского Союза. Именно на народном стремлении к единству с Россией основаны действия по строительству Союзного государства России и Белоруссии, вхождение Белоруссии в ЕАЭС, а не на «политике Кремля». Другое дело, что сейчас слишком много противоречий накопилось между двумя странами и, что куда более грустно – между президентами А.Лукашенко и В.Путиным. Строго говоря, они не сдали пока зачёт в части формирования полноценного Союзного государства, и это не добавляет популярности обоим лидерам. Нужно думать не о том, «кто на ком стоит» и «кто кем командует», а выполнять волю народов России и Белоруссии, которые желают более тесного сближения. Уже сейчас жители российско-белорусского приграничья испытывают серьёзные проблемы в связи с эпидемией коронавируса и карантинными мерами на границе, которые нужно снимать и которых бы вообще не было, если бы ситуация с развитием Союзного государства развивалась в нужном направлении без всех этих нынешних взаимных обвинений и почти коммунальных склок. Более того, именно с неполной реализацией союзных договорённостей, стагнацией в развитии Союзного государства во многом связано ухудшение экономической ситуации в Республике Беларусь, и это для всех очевидно.
77,7% белорусов высказались за право президента распускать парламент. Это технический вопрос, однако, и здесь все понятно – Верховный Совет тогда пытался саботировать волю белорусского народа. А бело-красно-белые парламентарии устроили откровенное противостояние, пытаясь не допустить реализации воли белорусского народа.
А 24 ноября 1996 года на втором референдуме была поставлена жирная точка – 88,18% белорусов высказались за то, чтобы День Республики, День Независимости праздновался 3 июля – в день освобождения Минска от немецко-фашистских оккупантов. Это тем более логично, что в большинстве городов Белоруссии День города приходится также на дату освобождения от оккупации. В моём Витебске, например, это 26 июня. Кстати, ВОО «Русский дом» был зарегистрирован 26 июня 2009 года, чем мы гордимся.
Геращенко Андрей Евгеньевич, писатель, председатель Витебского общественного объединения «Русский дом»
Комментарии
Комментариев пока нет