Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусского мира

Главная \ Новости \ Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусского мира
« Назад

Лев Криштапович: Белорусская история неотделима от общерусского мира 13.02.2019 11:25

В настоящее время вопрос о важности белорусского  национального развития  ни у кого не вызывает сомнений. В формальном смысле это бесспорно. Спорное начинается тогда, когда речь заходит о содержании национального развития.

В течение всего постсоветского времени белорусскому обществу навязывается польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, в соответствии с которым исторический путь Беларуси никак не вписывается в логику развития Русской цивилизации, Русского мира. Официальная историческая наука в Республике Беларусь в своей трактовке белорусской истории исходит из политического перенесения нынешней Конституции страны на историю белорусского народа. Логика здесь школьническая: поскольку Беларусь является независимым государством, постольку у нее  должна быть  независимая история. Независимая история от кого? Разумеется, от общерусской истории, от общерусского мира. Подход ребяческий, но если ему следовать, то фальсификация белорусской истории становится неизбежной. Отсюда возникла ныне действующая концепция истории Беларуси, по которой Великое княжество Литовское Речь Посполитая представляют собой исторические формы белорусской государственности.

Но если официальная историография в своих писаниях пытается сохранить видимость научного приличия и объективности, то так называемые «европеизированные» историки на страницах своей «неизвестной истории» упражняются в откровенной русофобии. Эта категория псевдоисториков преподносят Великое княжество Литовское и Речь Посполитую в качестве белорусских феноменов и белорусской демократии. Вся эта весьма далекая от исторической науки графомания преследует одну единственную цель – навязать белорусскому обществу мнение о том, что исторически Беларусь развивалась вне общерусской истории. И здесь цели официальной историографии и «белорусизаторских» фальсификаторов полностью смыкаются.

И еще одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Для правильного понимания исторического процесса на белорусских землях необходимо отказаться от ряда антиисторических химер при трактовке явлений средних веков. По какому-то недоразумению принято считать, что в отличие от монголо-татарского нашествия, которое принесло русским землям неисчислимые беды и замедлило развитие Северо-Восточной Руси, Литва и Польша якобы принесли Западной Руси демократию и процветание. Однако подобный взгляд  абсолютно антиисторичен и представляет собой заурядную фальсификацию белорусской истории.

Дело в том, что в отличие от монголо-татарского ига, которое представляло собой военно-материальный гнет и не затрагивало национальной и духовно-культурной жизни Северо-Восточной Руси, польско-литовское господство в силу своей тотальности было более жестоким и тяжелым для западнорусских (белорусских) земель. Об этом красноречиво писал в 1908 году выдающийся белорусский этнограф Евдоким Романович Романов, отмечая, что белорусский народ вынес на своих плечах многовековой католическо-польский  гнет, значительно более тяжелый, чем татарское иго, отстоял свою веру и народность, остановив тем самым колонизацию русских земель с запада [1, c. 206, 218]. Очевиден тот бесспорный факт, что вся деятельность знаменитых западнорусских (белорусских) книгопечатников, писателей, ученых (братья Мамоничи, Лаврентий Зизаний, Cтефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Андрей Мужиловский, Христофор Филалет, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский) проходила в борьбе против польско-иезуитской агрессии, против унии, против западной экспансии. И очевиден тот бесспорный факт, что только воссоединение Беларуси с Россией в конце XVIII века вывело белорусский народ на прогрессивный путь исторического развития.

«Нам надо закончить выработку белорусской идеи», – заявляют «белорусизаторские» историки, филологи и философы в Беларуси. Звучит, несомненно, патриотично. Но как обстоит дело с научностью? Парадокс состоит в том, что  «белорусизаторская» интеллигенция абсолютно не понимает той проблемы, которую она взялась трактовать. Поясним.

Что такое идея в философско-историческом смысле? Идея – это «теоретический и практический разум» народа. Ни государственность, ни национальные особенности ничего еще не говорят об идее в философско-историческом плане. Государств, наций может быть много, а идея, их объединяющая и оживотворяющая, – одна. Это прекрасно объяснил крупнейший английский философ истории XX века Арнольд Тойнби. В частности, он отмечал: «Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и поэтому их должно рассматривать только в масштабах всего общества. Таким образом, английская история не прояснится до тех пор, пока она не будет рассмотрена в сопоставлении с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» [2, c. 25-26]. Это широкое сообщество, в которое входила Англия, он называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». По Тойнби, нет ни английской, ни французской, ни немецкой идеи, а есть общая для всех этих государств и наций западная идея. Методологически неверно отождествлять идею с государственностью, национальностью.

Идея – синоним цивилизации. Смешно говорить о польской или белорусской цивилизации, если даже крупнейшие мыслители Западной Европы не считают нужным вести речь об отдельной французской или английской цивилизации.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» – это общеисторическая констатация.  Беларусь  входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием общерусская цивилизация, общерусский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» – это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня – это освобожденная территория исторической России» [3, c. 7-8].  Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него общерусский мир.

Но что такое общерусский мир? Общерусский мир – это цивилизационная, психологическая, историческая, культурная  общность людей, этносов, наций, которые признают  Русскую цивилизацию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения. Отрицать принадлежность Беларуси к общерусскому миру – значит отрицать белорусскую  историю.

Фундаментальное влияние общерусской цивилизации на формирование белорусского национального характера – документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Поэтому когда всевозможные квазиисторики из факта  нахождения территории  современной Беларуси в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ)  и Речи Посполитой  пытаются вывести некую «европейскость» белорусов и тем самым противопоставить нас великорусскому народу, то они, как несмышленные школьники, просто  не понимают принципиального отличия политико-государственного признака от цивилизационно-ментального.  А ведь в вопросе этнической самоидентификации решающий критерий как раз принадлежит  цивилизационно- ментальному признаку.

Современные фальсификаторы, реанимируя комплекс антирусских  взглядов польско-шляхетских  идеологов на протяжении ХVIII–ХХ веков, тем самым идут вразрез с белорусской ментальностью и белорусской историей.

Вот характерная подмена белорусской культуры польско-шляхетскими артефактами. Раньше главным спектаклем Купаловского театра была бессмертная «Павлинка». Это действительно выдающееся произведение белорусской культуры, в котором народный поэт Белоруссии Янка Купала в лице шляхтича Адольфа Быковского высмеял ни на что не способную, но очень гонорливую польскую шляхту. Сейчас же новым художественным руководителем Николаем Пинигиным главным спектаклем сделано произведение польского поэта Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», где всячески восхваляется польская шляхта и польско-шляхетская история. Разве это не показательное неуважение к великому Купале и белорусской культуре, когда на сцене главного театра страны ставится произведение злобного польского поэта Адама Мицкевича, который пренебрежительно относился к белорусам, считая их неисторическим народом. Видимо, Николай Пинигин спутал Минск с Варшавой. И может ли таким спектаклем гордиться белорусская нация?

Белорусский исследователь второй половины XIX века  Иван Еремич, приводя отрывки из белорусских народных песен времен польско-шляхетского господства, отмечал, что их «надо писать бы слезами или кровью», эти песни «сжимают сердце и гнетут душу» [4, c. 38].  Вот почему следует понять, что никакого белорусского национализма в Беларуси  не существует. Мы привыкли употреблять привычные понятия,  зачастую не понимая, что эти понятия  используются совершенно в противоположном смысле. На самом деле под  видом  белорусского национализма, или так называемого «литвинизма» скрывается польско-шляхетская идеология, цель которой превратить Беларусь в восточные  кресы  Польши.

Все  усилия ученых  в конечном итоге  будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения  выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной  самоидентификации  нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб» [5, c. 23].

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу – славянской православной цивилизации» [6, c. 403].

Таким образом, рассуждения «белорусизаторских» историков, писателей, журналистов о некоей европейской (униатской)  белорусской истории на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности. Польско-панские химеры о шляхетской белорусской истории ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси  от своих общерусских корней. Только следуя общерусским путем, может плодотворно развиваться белорусская нация и белорусская государственность.

 

Источники

1.Беларусы: У 8 т. Т. 3: Гiсторыя этналагiчнага вывучэння / В.К. Бандарчык. – Мiнск, 1999.

2.Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

3.Лебедев, С.В., Стельмашук, Г.В. Белорусский феномен / С.В. Лебедев, Г.В. Стельмашук. – СПб., 2006.

4.Еремич, Иван. Очерки Белорусского Полесья // Вестник Западной России / Иван  Еремич. – Вильна, 1867. – Кн. 9.

5.Молчанов, А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи» / А.И. Молчанов. – СПб., 2006. – Т. 1.

6.Молчанов, А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи» / А.И. Молчанов. – СПб. 2006. – Т. 3.

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: