Союзное государство: сложный период становления

Главная \ Новости \ Союзное государство: сложный период становления
« Назад

Союзное государство: сложный период становления 01.04.2020 08:49

2 апреля в Республике Беларусь и Российской Федерации отмечается День единения народов Белоруссии и России. В то же время начало текущего года в значительной степени можно определить как время несбывшихся ожиданий на поприще союзного строительства. Несмотря на неоднократные встречи на самом высоком уровне, прорывных решений принято не было. 

Естественно, что нынешнее, во многом неопределенное положение в этой области не может не беспокоить общественность. Дать свою оценку сложившейся ситуации «Материк» попросил известного белорусского ученого, доктора философских наук Льва Евстафьевича Криштаповича.
 
- В настоящее время белорусско-российские отношения проходят довольно сложный период своего развития. Что касается строительства Союзного государства, то некоторые эксперты определяют его как тупиковое. А как вы оцениваете нынешний период белорусско-российских отношений и какой путь их дальнейшего развития представляется вам наиболее приемлемым?
 
- Союзное государство – это ключевой вопрос современной политики России и Белоруссии. Если у нас получится построить в соответствии с Договором полноценное Союзное государство, то можно смело сказать, что наши народы вышли на созидательную траекторию движения. Это прекрасно понимают все, так сказать, заинтересованные лица, начиная от сторонников и кончая противниками Союзного государства. Поэтому вполне понятно, что противники Союзного государства хотят изобразить союзное строительство как тупиковое направление. 

Кто относится к противникам Союзного государства? Это все те силы, которые боролись и продолжают бороться против СССР, против единства наших братских народов. В России к этим силам относятся всевозможные диссиденты-антикоммунисты, русофобы, так называемые либералы-правозащитники и разумеется олигархи, которые видят Россию в качестве дойной коровы для Запада; в Белоруссии к ним относятся так называемая «белорусизаторская интеллигенция», «белорусизаторские» партии, «белорусизаторское» гражданское общество и часть белорусского чиновничества, пропитанные примитивными представлениями о независимости и суверенитете, за которыми на самом деле скрываются польско-шляхетские вожделения о превращении Белоруссии в восточные кресы Польши. Объективно они играют роль «пятой колоны» Запада в наших странах. Пытаться их переубедить в необходимости Союзного государства – это сизифов труд. Отсюда должно быть понятно, что только разгром «пятой колонны» в наших странах очистит дорогу на пути завершения строительства Союзного государства. 

— В начале 2020 года исполнилось 20 лет как вступил в силу Договор о создании Союзного государства, но за этот немалый срок на союзном поприще сделано не так уж много. Насколько, с вашей точки зрения, подобное мнение соответствует действительности, и что необходимо сделать, чтобы Союзное государство не перешло в разряд невоплощённых проектов?
 
За прошедшее время сделано не так уж и мало в союзном строительстве. Идеологическая и политическая борьба, которая не утихает при союзном строительстве – наглядное тому подтверждение. Если бы Союзное государство было несостоятельным проектом, вокруг него не велось бы столько дискуссий и не ломалось бы столько копий. Следовательно, наши народы, взявшиеся за союзное строительство, на правильном направлении. 

Сейчас важно, чтобы политики, понимающие необходимость Союзного государства, не занимались политической перепалкой и поисками заморской нефти, а основательно занялись реализацией Договора о создании Союзного государства. Вот это было бы действительное укрепление белорусской независимости и белорусского суверенитета. Будем надеяться, что коронавирус раскрыл несостоятельность фантазий руководителей «Минского диалога» о европейских ценностях и «Восточном партнерстве» и доказал, что альтернативы Союзному государству нет. 

— 2020 год и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь является годом крупнейших общественно-политических кампаний. В Российском государстве - это конституционная реформа, в Белоруссии - президентские выборы. Как итоги этих кампаний способны повлиять на дальнейшее развитие Союзного государства и в целом белорусско-российских отношений? Насколько опыт российской конституционной реформы может быть востребованным в Белоруссии? 

На мой взгляд, не надо смешивать конституционную реформу в России и предстоящие президентские выборы в Белоруссии. Это принципиально различные вещи. В чем смысл конституционной реформы в России? В том, чтобы на персональном уровне закрепить необратимость политического курса и невозможность реванша «пятой колоны» в России. 

Разумеется, это недостаточное условие. Чтобы по-настоящему закрепить необратимость политического курса России на самостоятельную политику, необходимо с персонального уровня перейти на политико-институциональный уровень. А это означает необходимость союза всех народно-патриотических сил России, чтобы необратимость политического курса России состоялась окончательно и страна бесповоротно распрощалась с геополитической катастрофой (развалом СССР) и вышла на союзную дорогу. Фигурально выражаясь, необходимо осуществить политико-идеологический проект «Путин-Зюганов». 

Что касается президентских выборов в Белоруссии, то они никакой новизны не несут и как это ни парадоксально, объективно проходят в логике геополитической катастрофы. Это такие же выборы, как и в других постсоветских республиках, которые ничего не решают с точки зрения строительства Союзного государства. Весь нюанс заключается лишь в том, что белорусский лидер в отличие от других лидеров в постсоветских республиках по своей ментальности является союзником (сторонником единства с Россией) и все. Но этого недостаточно для реальной политики союзного строительства. Чтобы выйти на прочное союзное строительство, политикам в Белоруссии необходимо отказаться от примитивного толкования независимости в логике геополитической катастрофы и своих личностных настроений и перейти также на институциональный уровень, который закрепит необратимость политического курса нашей республики на завершение строительства Союзного государства. 

— В настоящее время на постсоветском пространстве действуют два интеграционных проекта - Союзное государство и Евразийский экономический союз. Насколько эти проекты совместимы и существует ли потребность в какой-то идейной основе их развития? 

Всякая интеграция совместима, если она идет в одном направлении и основывается на одном принципе. В этом плане Союзное государство и ЕАЭС абсолютно совместимы. А вот евразийская интеграция и евроинтеграция – несовместимы, поскольку они исходят из разных принципов и идут в разных направлениях. Евразийская интеграция исходит из принципа (идеи) многополярности и ведет к строительству многополярного мироустройства, а евроинтеграция, напротив, исходит из принципа евроцентризма и однополярного (западного) мироустройства. 

Это абсолютно противоположные идеологии и векторы движения. Несостоятельность евроинтеграции для наших стран наглядно подтверждается крахом Украины. Даже прибалтийские республики ничего не приобрели в результате евроинтеграции, они попросту превращены в натовский полигон против России и Белоруссии.

Материк


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: