Выступление Бориса Грызлова по проблематике ШОС в Белорусском институте стратегических исследований

Главная \ Новости \ Выступление Бориса Грызлова по проблематике ШОС в Белорусском институте стратегических исследований
« Назад

Выступление Бориса Грызлова по проблематике ШОС в Белорусском институте стратегических исследований 14.10.2025 14:11

8 октября Посол России в Беларуси Борис Грызлов встретился с директором Белорусского института стратегических исследований Олегом Макаровым. 

В рамках встречи Посол выступил перед экспертами и аналитиками центра с докладом на тему: «ШОС — локомотив процессов глобального развития». 

gryzlov_v_bisi_1

В завершение встречи российские дипломаты и сотрудники центра обменялись мнениями по проблематике ШОС и другим вопросам актуальной международной повестки. 

Выступление Бориса Грызлова: 

Рад приветствовать уважаемых экспертов Белорусского института стратегических исследований, а также молодых аналитиков, углублённо занимающихся тематикой Шанхайской организации сотрудничества. Благодарю за приглашение выступить здесь – в ведущем аналитическом центре республики, готов поделиться своим мнением, обсудить с экспертами деятельность и развитие Организации. 

1. Хотел бы начать с того, что я входил в состав российской делегации и присутствовал на подписании главами государств Декларации о создании ШОС в Шанхае 15 июня 2001 года (тогда я возглавлял Министерство внутренних дел России). Поэтому, можно сказать, принимал самое непосредственное участие в этом историческом событии. 

История Организации восходит к середине 1990-х годов, когда возникла необходимость урегулирования вопросов о границе между Китайской Народной Республикой и странами бывшего Советского Союза, граничащими с КНР. 

В целях их разрешения в 1996-1997 годах Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали в Шанхае ряд соглашений об укреплении доверия в сфере безопасности и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Ввиду беспрецедентного характера этих соглашений для евразийского пространства было принято решение осуществлять мониторинг их исполнения на высшем уровне. Механизм регулярных встреч лидеров пяти стран получил название «Шанхайская пятёрка». Данные шаги позволили предотвратить возникновение угроз, потенциально критичных для евразийской безопасности. 

Параллельно закладывались основы для развития партнёрских связей в других областях, в числе которых приграничная торговля, взаимодействие на политическом уровне для урегулирования региональных кризисов и другие направления. 14 июня 2001 года к «клубу» пяти стран присоединился Узбекистан. 

Подключение к «пятёрке» этого государства, не имеющего общей границы с Китаем, не только позволило обновить формат многосторонней площадки, но и придало ей новый смысл и содержание. 15 июня того же года была официально создана Шанхайская организация сотрудничества. 

Два следующих саммита ШОС состоялись в России: в 2002 году – в Санкт-Петербурге и в 2003 году – в Москве. Их результатом стали принятие уставного документа – Хартии ШОС, политического документа – Декларации глав государств-членов ШОС, а также создание Секретариата организации в Пекине и Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте. 

Параллельно с созданием ШОС Россия и Китай завершали работу по делимитации границы, с которого, как я уже отметил, и начинались контакты в рамках «Шанхайской пятёрки». Ведь до начала XXI века вопрос о прохождении российско-китайской государственной границы не был до конца урегулирован. 

В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года Россия и Китай подтвердили отсутствие взаимных территориальных претензий и условились, что впоследствии согласуют прохождение границы на тех небольших участках, где она ещё не была утверждена. 

Наконец, в 2005 году мы ратифицировали Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на её восточной части, тем самым «расставили точки над i» и урегулировали все пограничные вопросы. Хорошо помню это событие, поскольку в то время я занимал пост Председателя Государственной Думы Российской Федерации. 

По взаимному согласию сторон применялся следующий принцип: на судоходных реках граница будет проходить посередине главного фарватера, а если река не судоходная – то просто по её середине. Был успешно решён вопрос о границе на речных островах. 

Интересная деталь: при окончательном проведении границы российская сторона предусмотрела, чтобы траектория захода самолётов в аэропорт Хабаровска проходила по территории России, а существующий храм-часовня на Большом Уссурийском острове остался на нашей стороне. 

Суммируя сказанное выше, создание ШОС, Большой российско-китайский договор 2001 года и полное юридическое оформление границы не только укрепили российско-китайские отношения, но вывели их на новый уровень взаимодействия. 

2. Сегодня Шанхайская организация сотрудничества – это востребованная, динамично развивающаяся многосторонняя площадка, активный участник процессов формирования многополярного миропорядка, системообразующий элемент кооперационного пространства в сферах политики, безопасности, экономики и гуманитарных связей в Евразии. Интерес к её деятельности неуклонно возрастает. 

Отличительной особенностью Организации стал «шанхайский дух», воплощённый в принципах, зафиксированных в Уставе ООН и Хартии ШОС. Эти принципы включают в себя равноправие, взаимный учёт интересов, признание культурно-цивилизационного многообразия, поиск коллективных ответов на современные вызовы и угрозы и ненаправленность против третьих сторон. За прошедшие почти четверть века объединение прошло несколько этапов становления. Наработаны солидная договорно-правовая база и большой практический опыт. 

3. В этом году в Тяньцзине состоялся крупнейший саммит ШОС, который стал результатом кропотливой работы по подготовке серьезного пакета решений лидеров в сферах политики, безопасности, экономики и гуманитарных связей. Реализована инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина о модернизации рабочих органов ШОС, занимающихся борьбой с вызовами и угрозами безопасности. 

В контексте выстраивания консолидированных позиций по региональной и глобальной проблематике, в первую очередь, в вопросах становления справедливого многополярного миропорядка и развития основ неполитизированной кооперации, принята всеобъемлющая Тяньцзиньская декларация лидеров стран-участниц ШОС. Этот документ содержит в себе дальнейшие шаги по развитию организации, а также исчерпывающую оценку текущей международной ситуации. 

В частности, участники организации выступили против односторонних принудительных мер, в том числе экономического характера. Осудили удары Израиля и США по Ирану, а также действия, которые привели к жертвам и гуманитарной катастрофе в секторе Газа. 

Вновь заявлено, что страны ШОС придерживаются линии, исключающей блоковые и конфронтационные подходы к решению проблем, а в основе устойчивого развития международных отношений видят строгое соблюдение принципов невмешательства во внутренние дела и неприменения силы. 

Лидеры стран ШОС выступили против милитаризации космоса и сферы информационно-коммуникационных технологий. 

Большое практическое значение имели принятые на саммите решения в области экономики, прежде всего в свете активного этапа подготовки к заседанию Совета глав правительств государств-членов ШОС в Москве 17-18 ноября и синхронизации повесток этих двух ключевых опорных механизмов ШОС. 

Кроме того, утверждена дорожная карта по развитию энергетического взаимодействия до 2030 г. 

4. Активно участвует в работе ШОС и Республика Беларусь. Сначала в качестве диалогового партнёра (с 2010 г.), затем наблюдателя (с 2015 г.), а с 2024 г. уже в статусе полноправного государства-члена. Отмечу, что именно Россия максимально способствовала тому, чтобы вопрос принятия решения о вступлении Беларуси в ШОС был первым в повестке дня на саммите в Астане 4 июля 2024 года, что дало возможность республике сразу же включиться в работу в качестве полноправного члена (3 июля в Белоруссии День Независимости). 

Подчеркну, что такой формат процедуры был задействован впервые в истории ШОС (как правило, вопрос принятия новых государств в члены Организации стоит в числе последних, что подразумевает участие нового члена только в следующем саммите). 

Участие в ШОС даёт Беларуси ряд неоспоримых и особенно актуальных в сегодняшних реалиях дополнительных возможностей. 

Мы говорим о полноформатном доступе к многочисленным программам и проектам в сфере экономики, финансов, торговли, логистики и так далее. Большие перспективы для сотрудничества открываются в области безопасности и борьбы с преступностью, развития инфраструктуры, защиты окружающей среды и по множеству других направлений региональной кооперации. 

Безусловно, вступление Беларуси в ШОС способствует дальнейшей консолидации евразийского региона как нового полюса силы. 

БИСИ стал Постоянным членом Консорциума экономических аналитических центров ШОС в соответствии с Решением 23-го заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС в Исламабаде 16 октября 2024 г. 

20-25 мая 2025 г. по приглашению Индийского совета по международным делам делегация БИСИ и Центра международных исследований БГУ приняли участие в XX заседании Форума ШОС «Безопасность ШОС: на пути к преобразованию региона в духе “Мир – одна Семья”». 

БИСИ впервые после вступления Республики Беларусь в ШОС принимал участие в ежегодном заседании Форума как полноправный участник платформы в статусе Национального исследовательского центра. 

Сегодня в Организацию входят 10 государств-членов: с 2001 года – Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, с 2017 года – Индия и Пакистан, с 2023 года – Иран и с 2024 года – Беларусь. Совсем недавно на саммите в Тяньцзине было решено объединить статусы «наблюдатель» и «партнёр по диалогу» в единый статус — «партнёр ШОС». Теперь Организация насчитывает 17 государств-партнёров. 

К тому же в настоящее время ШОС рассматривает заявки на присоединение или изменение статуса от 19 стран, что свидетельствует о высокой привлекательности Организации. 

География объединения охватывает практически весь Евразийский континент, а это даёт дополнительные возможности и открывает новые горизонты для совместного поступательного развития. Отмечу, что в этом году «семья ШОС» пополнилась Лаосом, который получил статус партнёра. Это уже третье государство АСЕАН в списке участников шосовского процесса вместе с Камбоджей и Мьянмой. 

5. Показательно, что на данном этапе страны объединения представляют почти половину населения Земли (порядка 3,5 млрд человек). 

Для сравнения: в «Группе семи», которая длительное время пытается диктовать мировому большинству, как жить, — хотя в странах этого «клуба» проживает меньше 10% жителей планеты. 

Также следует отметить, что в четверке лидирующих стран в мире по ВВП (по паритету покупательной способности) находятся 3 члена ШОС – Китай (1 место), Индия (3 место) и Россия (4 место). Это 31 % от общемирового (США – 14,7%). 

Темпы развития сотрудничества в рамках ШОС действительно впечатляют. Например, средний прирост валового внутреннего продукта стран-членов в прошлом году составил более пяти процентов. 

Промышленное производство увеличилось на 4,6 процента. Всё это выше мировых показателей.

Поступательно растёт и взаимная торговля. В ходе Совещания министров промышленности государств-членов ШОС, которое состоялось 7 июля 2025 г. в Екатеринбурге на полях XV Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ», было отмечено, что с 2022 по 2024 г. товарооборот между странами ШОС увеличился на 30% и приблизился к 1 трлн долл. Объем торговли России со странами ШОС в 2022-2024 гг. вырос в 1,5 раза, превысив 400 млрд долл.

Углубляется взаимодействие в области энергетики, финансов, сельского хозяйства и продовольственной безопасности, инфраструктуры, высоких технологий, инноваций и транспорта. 

6. Россия неизменно исходит из того, что совокупный политический, экономический, человеческий и цивилизационный потенциал Организации необходимо эффективно использовать. ШОС, как это зафиксировано в Тяньцзиньской декларации 2025 г., может послужить основой для создания в Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности, что будет способствовать формированию нового многополярного мироустройства. 

Социально-экономическим фундаментом будущей архитектуры видится Большое Евразийское партнёрство, базирующееся на сопряжении потенциалов национальных стратегий развития и региональных интеграционных проектов, таких как ШОС, ЕАЭС, СНГ и АСЕАН, а также других государств и многосторонних объединений. 

Такая многоуровневая инфраструктура сотрудничества позволяет каждому государству выбирать степень интеграции и сферы, на которые она распространяется.

Участниками Большого Евразийского партнёрства могут стать и заинтересованные конструктивно настроенные государства Европы. По мере того, как центр мировой торговли и экономического развития всё сильнее смещается в сторону Евразии и Глобального Юга, интерес к нашим интеграционным проектам продолжит расти. 

На фоне продолжающейся деградации европейской системы безопасности, включая ОБСЕ, важно определить единые для расположенных на Евразийском континенте государств принципы взаимодействия. Исходим из того, что их можно было бы зафиксировать в предложенной белорусскими друзьями Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке, к разработке проекта которой Россия и Беларусь совместными усилиями подключают другие государства-члены ШОС.

Мы стремимся в полном объёме использовать преимущества, которые даёт нам общее пространство доверия и сотрудничества. 

Уже совсем скоро, 28 октября, в Минске состоится третья Международная конференция по евразийской безопасности, которая проводится по инициативе Президента Беларуси А.Г.Лукашенко при всеобъемлющей поддержке Российской Федерации. На обсуждение в рамках конференции Россия вместе с Беларусью выносят проект Евразийской хартии. Считаем, что этот документ не просто отвечает требованиям нынешнего времени, но и позволит создать задел в сфере обеспечения региональной безопасности на десятилетия вперёд. 

7. Очевидно, что тектонические сдвиги в глобальной политике и экономике требуют адекватной трансформации системы международных отношений и влияют на деятельность каждого её участника. Члены ШОС последовательно выступают за обеспечение представленности развивающихся стран в органах управления ООН. 

И сама структура ШОС — не исключение. В числе приоритетных задач на нынешнем этапе — модернизация Организации с учётом современных геополитических реалий на основе предложений, утверждённых лидерами государств-членов, в том числе на Тяньцзиньском саммите. Эти процессы предусматривают меры по совершенствованию деятельности органов ШОС и механизмов противодействия вызовам и угрозам безопасности, переформатированию взаимодействия с партнёрами Организации, интенсификации сотрудничества в сферах экономики и гуманитарных связей.

8. Неизменным приоритетом для государств-членов остаётся обеспечение безопасности и стабильности на пространстве ШОС, эффективное реагирование на новые вызовы и угрозы. Такая работа опирается на сформировавшуюся договорно-правовую базу — в рамках Организации действует более 80 договоров, из которых почти половина относится к сфере безопасности.

Реализуются программные документы о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, в сфере международной информационной безопасности и так далее. 

Эффективно функционирует Региональная антитеррористическая структура ШОС. Регулярно проводятся контртеррористические учения, пограничные и антинаркотические операции. 

Усиливающаяся связка терроризма, экстремизма, наркотрафика, трансграничной организованной преступности и рисков в информационной сфере выдвинула на передний план необходимость выработки комплексного подхода к решению этих задач. С учётом этого в рамках модернизации Шанхайской организации сотрудничества на саммите в Тяньцзине подписаны Соглашение об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС с местом дислокации в Ташкенте, а также Соглашение об Антинаркотическом центре ШОС в Душанбе.

Центр в Душанбе не случаен. Это ответ Организации на наркоугрозу со стороны Афганистана. Теме Афганистана в ШОС уделяется подчёркнутое внимание, она остается одной из основных при рассмотрении вопросов региональной стабильности. 

Кстати, по-новому в этом контексте представляется роль Советского Союза и 40-й армии в афганском конфликте. Наши противники положили много усилий, чтобы создать представление о советском солдате – захватчике. На самом деле этот солдат десять лет защищал Центральную Азию, Россию, Беларусь и Европу от наплыва наркотиков. Они к нам хлынули, как только мы ушли из Афганистана, а туда пришли американцы. Максимальный объем производства опиатов в Афганистане пришелся на второй срок президентства Б.Обамы, и к 2017 году достиг девяти тысяч тонн в год. Это в разы больше, чем до прихода американцев в Афганистан (примерно в 10 раз). Не стоит об этом забывать. 

Возвращаясь к шосовской теме, подчеркну, что проводимая реформа свидетельствует о качественном укреплении механизмов обеспечения безопасности на Евразийском пространстве. 

9. В последние годы заметно укрепляется и экономическое измерение Организации. Учреждены совещания руководителей министерств и ведомств по 28 профильным направлениям и в рамках 26 рабочих групп. 

На повестке дня — вопросы транспортной, логистической и инфраструктурной взаимосвязанности, продовольственной и энергетической безопасности, развития удалённых и сельских территорий, цифровой экономики, инноваций, взаимных расчётов в национальных валютах. 

В рамках ШОС действуют Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2035 г., Стратегия экономического сотрудничества на период до 2030 г., Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2035 г., Программа сотрудничества по развитию цифровой экономики, Программа развития экологического благополучия городов ШОС, Соглашение между правительствами о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок и многие другие документы.

В рамках ШОС последовательно выстраивается разветвлённая и конкурентоспособная транспортная инфраструктура. Хорошими темпами растут объёмы автомобильных, железнодорожных и мультимодальных перевозок; налажено тесное таможенное взаимодействие.

2 июля в Тяньцзине состоялось 12-е Совещание министров транспорта государств-членов ШОС. Российская сторона представила свой опыт в области модернизации транспортной инфраструктуры, в том числе на международных транспортных коридорах.

Участники отметили значительный практический потенциал ранее принятых и успешно реализуемых документов: Концепции сотрудничества государств-членов ШОС в сфере развития портов и логистических центров и Концепции сотрудничества по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров. 

10. Взаимодействие стран ШОС с самого начала базировалось на принципах взаимной выгоды и учёта интересов с ориентиром на обеспечение устойчивого экономического роста. В этом заключается фундаментальное отличие нашего проекта от Европейского союза, который с каждым новом этапом своего развития всё больше «пожирает» суверенитет стран-участниц, а экономические ресурсы всё реже используются на благо простых европейцев.

Один из основных факторов, негативно влияющих на глобальные экономические процессы, — активно применяемая коллективным Западом практика односторонних санкций, которая вступает в противоречие с интересами мирового большинства. 

По сути, это инструмент нерыночной конкуренции, направленный на сдерживание Западом развития других стран. Такая безответственная и незаконная практика чревата дальнейшим усилением и без того серьёзных структурных проблем глобальной экономики. 

В этом контексте государства-члены ШОС в Тяньцзиньской декларации единодушно выразили поддержку открытой, прозрачной, справедливой, инклюзивной и недискриминационной многосторонней торговой системе при центральной роли Всемирной торговой организации (ВТО). 

Они также выступили против односторонних принудительных мер, в том числе экономического характера, противоречащих Уставу ООН и другим нормам международного права, правилам и принципам ВТО, поскольку они наносят ущерб интересам обеспечения международной безопасности, негативно влияют на мировую экономику и препятствуют достижению Целей устойчивого развития ООН. 

К слову, на прошедшем 5 сентября пленарном заседании 79-й сессии Генассамблеи ООН западные страны проголосовали против принятия уже девятой с 2009 года Резолюции о сотрудничестве между ООН и ШОС. Вместе с тем, документ был принят большинством голосов. 

11. Важное направление дискуссии — создание механизмов финансового сопровождения проектной деятельности ШОС при учёте интересов всех государств-членов. Очевидно, что в современных условиях для их успешного функционирования необходим независимый региональный платёжно-расчётный инструмент. В этой связи принято решение об учреждении Банка развития ШОС, который станет, по словам Президента России В.В.Путина, «собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктурой». 

В 2015 г. начал работу Новый банк развития БРИКС. Между Новым банком БРИКС и Банком развития ШОС существуют существенные различия в масштабе и спектре задач.

НБР БРИКС — более крупный институт с уставным капиталом в 100 млрд долларов. Он сосредоточен на финансировании инфраструктурных и устойчивых проектов в странах-участницах. Несмотря на успешный запуск, НБР столкнулся с операционными трудностями из-за санкций против России, одного из его ключевых акционеров, что ограничило его возможности на глобальных финансовых рынках. 

Банк развития ШОС создаётся с более скромным первоначальным финансированием от Китая (кредитная линия в 1,4 млрд долларов и помощь в 280 млн долларов) и, как видится, с более узкой и прагматичной целью – созданием «собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры». Финансовый институт, вероятно, нацелен в первую очередь не на глобальные проекты, а на защиту и обслуживание торговли и инвестиций внутри организации от внешнего санкционного давления. 

Основная задача Банка развития ШОС — финансовое сопровождение совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов на пространстве ШОС. Указанная в Тяньцзиньской декларации инициатива, которую Пекин продвигал с 2010 г., является практическим шагом к формированию независимой финансовой архитектуры. 

В этом году наиболее показательным стал ускоренный переход от планирования к фактическому созданию институтов: если в 2024 году речь шла о «дорожной карте», то уже в 2025-м было принято решение об учреждении Банка развития ШОС.

Его создание представляет собой второй (после Нового банка развития БРИКС) крупный проект по формированию независимого финансового института незападными странами. 

Мы считаем целесообразным выпуск совместных облигаций государств-членов ШОС, выступаем за создание в организации собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры, за формирование банка совместных инвестиционных проектов. 

Всё это позволит повысить эффективность наших экономических обменов, обезопасить их от колебаний внешней конъюнктуры. 

Эффективным средством преодоления санкционного прессинга уже показало себя использование национальных валют в двусторонних расчётах. Такой позитивный опыт оказался востребован на площадке ШОС, и сейчас продолжается пошаговая работа по реализации утверждённой на саммите в Самарканде в сентябре 2022 г. дорожной карты по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах. Разумеется, при этом мы не ограничиваемся только площадкой ШОС в повышении уровня взаиморасчётов в национальных валютах. 

В рамках Союзного государства Россия и Беларусь практически полностью перешли на расчёты в российских и белорусских рублях — за первый квартал 2025 г. их доля достигла 98,8% и продолжает расти.

12. В нынешнем году мы отмечаем 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах, а также 80 лет со дня образования ООН, которая стала ядром послевоенного мироустройства и обеспечила мирное развитие человечества. Создание Всемирной организации стало возможным исключительно благодаря Победе во Второй мировой войне, решающий вклад в которую внёс многонациональный советский народ. 

На встрече лидеров ШОС 1 сентября в Тяньцзине было принято заявление, посвящённое этой памятной дате, в котором подчёркнуто непреходящее значение подвига народов и стран, которые ценой огромных невосполнимых человеческих жертв спасли мир от нацизма. Запланированные совместные шаги призваны вновь продемонстрировать солидарную позицию государств-членов ШОС о недопустимости героизации нацизма и попыток фальсификации истории.

13. «Большой семьёй» ШОС мы вместе продолжаем проводить работу по поддержанию мира, безопасности и стабильности в Евразии, содействию экономическому развитию и построению демократического, справедливого миропорядка.

В 2026 г. мы будем отмечать 25-летие со дня основания Организации. В этой связи хочу пожелать успехов нашим близким друзьям и партнёрам из Кыргызской Республики, на чью долю в рамках председательства в ШОС выпадет организация юбилейных мероприятий. 

Мы будем внимательно следить за их проведением в городе Чолпон-Ата, объявленном «туристической и культурной столицей ШОС в 2025-2026 годах». 

Там, в частности, планируется провести под эгидой ШОС юбилейную встречу Иссык-Кульского форума имени Чынгыза Айтматова.

14. Безусловно, Россия будет принимать самое активное участие в праздновании юбилея Шанхайской организации сотрудничества.

В нашей стране планируется проведение первых в истории Организации Летних игр ШОС по 21 виду спорта. Соревнования пройдут в нескольких городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге. В рамках Организации мы активно развиваем спортивное измерение сотрудничества – в настоящее время идёт работа над созданием Ассоциации спортивных организаций ШОС. Мы приветствуем решение о допуске паралимпийцев из сборных России и Беларуси к международным соревнованиям на общих правилах, то есть под своим флагом и со своим гимном. 

Не стремясь создавать альтернативу международному олимпийскому и паралимпийскому движениям, мы считаем, что организация и развитие дополнительных форматов международных соревнований на основе олимпийских принципов, без дискриминации спортсменов и при настоящем, а не декларативном равенстве участников имеют право на существование.

Уверен, что Игры ШОС станут образцовым спортивным событием, за которым будут наблюдать во всём мире. 

15. В Тяньцзиньской декларации государства-члены Организации подчеркнули важность развития глобального диалога между цивилизациями и сближения народов, а также международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, сохранения и популяризации богатейшего культурного наследия. 

Расширяются связи участников организации в гуманитарных и молодёжных обменах. Регулярно проводятся форумы ректоров университетов, активизируется диалог между студентами, аспирантами и преподавателями.

Не могу не отметить, что высокую оценку получила идея проведения Международного музыкального конкурса «Интервидение», который состоялся в Москве в конце сентября. За ним следили зрителя со всего мира, а тот факт, что трансляция «Интервидения» охватывала аудиторию в 4 млрд зрителей, говорит сам за себя: международные события такого формата пользуются значительной популярностью в глобализованном мире. 

Благодаря «Интервидению» получают продвижение общечеловеческие, культурные и духовные ценности. Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить Республику Беларусь за всестороннюю поддержку и большой практический вклад в продвижение этой российской инициативы. 

Нет сомнений, что этот международный музыкальный конкурс и в следующем году притянет взоры миллиардов жителей нашей планеты.

gryzlov_v_bisi_2

16. Суммируя сказанное, отмечу, что ШОС является одной из передовых структур, участвующих в построении более справедливого многополярного мира, основанного на нормах международного права при центральной координирующей роли ООН.

Организация последовательно наращивает влияние в решении актуальных международных вопросов, выступает мощным локомотивом процессов глобального развития. 

Убеждён, что Шанхайская организация сотрудничества внесёт весомый вклад в укрепление атмосферы сотрудничества и взаимного доверия на всём Евразийском континенте, формируя тем самым предпосылки для создания в Евразии новой системы стабильности, безопасности и мирного развития.

 

Посольство России в Белоруссии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: