КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ В ПОЗДНЕМ СССР

Главная \ Слово Ярослава \ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ В ПОЗДНЕМ СССР

0Q0A1709 Аннотация. В данной статье будет рассматриваться проблема развала Союза ССР как государственного образования через призму оценивания результативности и планомерности политических шагов и действий основных действующих лиц, советской политической элиты 80-90-х гг. Принимаемые ими решения являлись следствиями и составными компонентами острейшей политической борьбы за власть среди внутрипартийных групп в КПСС, которая наиболее широко и целенаправленно развернулась в ходе «перестройки». Вследствие такой политики произошло деформирование политической системы, благодаря чему отдельные руководители Политбюро ЦК КПСС достигали своих целей в политическом противостоянии друг с другом. Зачастую гибельные механизмы, разрушающие государство, господствующую идеологию, запускали иррациональные силы в лице активного меньшинства в советской элите, победив пассивное неорганизованное, молчаливое большинство. Итогом принятия таких судьбоносных решений для страны и общества стал процесс развала Союза Советских Социалистических Республик. Изучив структуру советской элиты и кадровую политику всего периода советского государства станет возможным понять главные мотивы для возникновения политики «перестройки» как следствия внутрисистемной борьбы за власть, приведшей к разрушению советской политической системы. Анализ действий, а также мотивов, побудивших основных участников советской политической элиты реализовать комплекс мер, приведших к разрушению Союза ССР, будут составлять научную новизну исследования. Потому что указанные действия являлись следствиями и составными компонентами острейшего внутриполитического конфликта среди групп интересов в КПСС, повлиявшего на принятие судьбоносных решения для страны и общества.

Ключевые слова: Г. В. Романов, М.С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, перестройка, кадровая политика, распад СССР.

 

PERSONNEL POLICY OF THE PARTY NOMENCLATURE AS A REFLECTION OF THE INTERNAL POLITICAL STRUGGLE FOR POWER IN THE LATE USSR

 

Abstract. This article will consider the problem of the collapse of the USSR as a state entity through the prism of evaluating the effectiveness and regularity of political steps and actions of the main actors, the Soviet political elite of the 80-90s. Their decisions were the consequences and components of the most acute political struggle for power among intra-party groups in the CPSU, which most widely and purposefully unfolded during the "perestroika". Because of this policy, the political system was deformed, thanks to which individual leaders of the Politburo of the Central Committee of the CPSU achieved their goals in political confrontation with each other. Often, the disastrous mechanisms that destroy the state, the dominant ideology, triggered irrational forces in the face of an active minority in the Soviet elite, defeating the passive, unorganized, silent majority. The result of making such fateful decisions for the country and society was the process of the collapse of the Union of Soviet Socialist Republics. Having studied the structure of the Soviet elite and the personnel policy of the entire period of the Soviet state, it will be possible to understand the main motives for the emergence of the policy of "perestroika" because of the intra-system struggle for power that led to the destruction of the Soviet political system. The analysis of the actions, as well as the motives that prompted the main participants of the Soviet political elite to implement a set of measures that led to the destruction of the USSR, will constitute the scientific novelty of the study. Because these actions were the consequences and components of the most acute internal, political conflict among interest groups in the CPSU, which influenced the adoption of fateful decisions for the country and society.

Keywords: G. V. Romanov, M.S. Gorbachev, A. N. Yakovlev, B. N. Yeltsin, perestroika, personnel policy, collapse of the USSR.

 

СССР прекратил свое существование из-за сочетания внутренних и внешних проблем и противоречий. К ним относятся рост центробежных националистические сил в национальных республиках, кризис советской плановой экономики и системы хозяйствования, диспропорции экстенсивной экономики, разочарованность народа в коммунистической идеологии, кризис политического режима Советского Союза и ряда других субъективных причин и условий. Вопросы развала СССР всегда будут волновать, как исследователей советского периода, так и обычных граждан, так как данная тематика всегда будет оставаться одной из самых актуальных проблем в истории России.

Причины ликвидации СССР как государственного образования связаны с оценкой результативности и планомерности деятельности членов советской политической элиты на различных этапах развития советского государства. После Великой Октябрьской социалистической революции и победы Красной Армии в Гражданской войне устанавливается политическая власть Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), образующая новое национально-территориальное устройство государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. В первые годы своего правления советская элита отличалась немногочисленностью, но хорошей ассоциацией групп интересов, обусловленной, идейной сплоченностью деятелей партии вокруг веры в неизбежную победу коммунизма во всем мире, в котором будет построено бесклассовое общество полного социального равенства, основанного на обобществлении собственности на средства производства и плановой экономики. В рамках реализации этих целей аппарат компартии стал превращаться в новый правящий политический класс, проводящий национализацию и присваивая себе всю государственную собственность.

До 1989 г. в СССР проводились безальтернативные выборы и в рамках идеологической политической системы советская элита включала в себя представителей из интеллигенции и наиболее образованных слоев рабочего класса. В неё входили функционеры партии, верхушка военного командования, комсомольская бюрократия, деятели культуры и науки. Их монополия на власть в государстве была обусловлена тем, что все ее члены были коммунистами и составляли элиту общества, беря ответственность за проведения политики партии и правительства. Для придания видимости широкого социального представительства, формально в состав ЦК и Верховного Совета СССР входили рабочие, колхозники, инженеры, ученые. Из-за отсутствия политической конкуренции правящая партия стала постепенно складываться в номенклатурную элиту.

Номенклатура – это формирование и назначение кандидатур политической элиты на ключевые посты в государственном аппарате, хозяйственных и общественных организациях, утверждённых партийными органами. В политической системе номенклатурщики занимали ключевые позиции исходя из иерархической организации, являясь высшим слоем общества. Номенклатурная система напоминает современный политический класс Запада (истеблишмент), который отличается отсутствием средств производства и собственности, кроме государственной. Для партийной номенклатуры свойственно обладать властью, а не имуществом, что отличает её от буржуазии или западной политической элиты в капиталистическом обществе.

Номенклатурным способом политическая элита формировалась с момента возникновения Советского государства, однако до второй половины 1950-х гг. номенклатура не была самостоятельным субъектом политики, а зависела от политических решений правящей верхушки для управления тоталитарной государственно-бюрократической системы. Потому как в середине 30-х гг. советская политическая элита была выстроена по иерархическому принципу, во главе её стоял вождь народов И. Сталин, которому беспрекословно подчинялись все члены ВКП (б). А противников политического строя в высших эшелонах государственной власти подвергали чисткам (Л. Троцкий, Н. Бухарин). Только после смерти И. Сталина и проведения политики развенчания культа личности, специфика советской политической элиты сильно преобразилась в сторону номенклатуры.

Становясь номенклатурой члены элиты перестали опасаться физического уничтожения, но внутри неё начал формироваться класс бесконтрольной элиты, не боящейся какой-либо ответственности и наказания за свои действия. Добившись определенных гарантий неприкосновенности, они получили возможность действовать в соответствии с собственным пониманием своих интересов, вести себя как самодостаточный класс. При этом к претендентам в номенклатуру предъявлялись достаточно высокие требования, но занятие подобной должности приводило к многочисленным прямым и косвенным привилегиям. Это объясняет почему в начале правления Н. С. Хрущева к власти пришли люди в молодом возрасте, занимавшие свои посты до самой смерти. Политическая элита примеряла на себя роль правящей верхушкой советского общества, владеющей политическим капиталом и материальными богатствами государства, от которых в силу личных и идеологических соображения не могла отказаться.

В период хрущевской «оттепели» укреплялась власть партийного аппарата на политическую жизнь страны и на хозяйственно-экономическую деятельность государства. До Генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва вся власть принадлежала юридически-оформленным Советам, а партия являлась только политическим органом, занимающаяся агитацией и пропагандой, партработой, иностранными делами. При Н. Хрущёве начали укрепляться отраслевые отделы ЦК КПСС (сельского хозяйства, тяжелой, легкой и оборонной промышленности, здравоохранения), дублирующие отделы Совета Министров СССР и Госплан СССР, не снимая с них ответственности за практические результаты работы. По сути, Совет Министров Союза ССР становился исполнительным органом власти, подконтрольный Генсеку, а КПСС обладала полномочиями верховной власти. Получалось так, что без партии нельзя было принять решение, а когда оно принималось, то ответственность нес Совет Министров СССР. Произошла подмена советской власти на партийную. Советы теряли рычаги управления от государства и регионами, власть над которыми принадлежала не ответственным перед народом партийным органам. Если руководители всех Советов (краевых, областных, городских и сельских) избирались в соответствии с Конституцией СССР, то партийные работники были назначенцами от КПСС. Возвращение к Советам как к органам народной власти, заложенные В. Лениным стали одним из вопросов 1980-х гг.

Советское государство, построенное по бюрократическому аппарату, представляло собой строгую иерархию политических институтов, где каждый уровень власти формировался с помощью номенклатурных назначений. Руководящим органом политической системы являлось Политбюро ЦК КПСС, имеющее неограниченные властные полномочия, но не конституционный статус. Члены Политбюро контролировали стратегические ресурсы, определяли стратегию развития и принимали решения общегосударственного уровня осуществляя управление из единого центра. Политбюро представляло собой коллегиальный, постоянно действующий орган, состоящий из 20-25 человек, занимающих ключевые государственные органы власти. Этот орган принимал решения, относящиеся ко всем сторонам жизни общества, занимался выработкой идеологического и экономического курсов, отвечал за оборону и вооруженные силы, за социальное благополучие граждан, строил взаимоотношения между союзным центром и регионами. Особой функцией Политбюро были кадровые вопросы, считающиеся самыми важнейшими для развития эффективности политической системы. Несмотря на то что в высшую номенклатуру входили лица, занимавшие посты после утверждения в Политбюро ЦК КПСС, советская элита оставалась партийно-государственной. Кадровая политика определяла назначение кандидатов от номенклатуры на высшие должности страны, которые подтверждались и легитимизировались подконтрольными Политбюро партийными комитетами. Списки должностей составлялись в ЦК КПСС, а назначения на эти посты производились только после согласования кандидатуры с руководящими партийными органами. Партийные комитеты разных уровней от ЦК до райкома КПСС являлись центрами принятия решений класса номенклатуры, а не Советы как в Конституции СССР. От того какие кадры займут ту или иную партийную должность будет зависеть сохранение политического режима. Именно провальная кадровая политика конца 70-х гг. и 80-х гг. привела к внутреннему конфликту внутри советской элиты, сопровождающимся политическим противостоянием разных групп интересов.

Политическая структура партэлиты строилась по причине особого отбора в неё новых членов с учетом определенных требований к ним. Рекрутирование элиты проходило по системе гильдий. В этой системе новые члены попадают в элиту из нижестоящих её слоев, но для них присутствуют ограничения и наличествуют строгие и всесторонние требования для вступления в элиту. Такими требованиями являлись образование, рабочее или крестьянское происхождение, партийная принадлежность. Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты. Слабыми сторонами были бюрократизм, коррупция, затрудненность продвижения талантливых и способных людей, неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы, закрытость от общества. За весь советский период эти черты весьма больно ударили по имиджу партийной номенклатуры как народных представителей. Данная проблема стала одной из причин инициирования политики горбачевской «перестройки».

«В сталинские времена все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов (число такое же, как в Табели о рангах Петра I): номенклатура Политбюро ЦК КПСС, номенклатура Секретариата ЦК КПСС. Вслед за этими высшими рангами шли должности, требующие согласования в отделах ЦК КПСС, далее — номенклатура обкомов, горкомов, райкомов партии и даже первичных партийных организаций. Иерархический принцип номенклатуры заключался в том, что человек должен был последовательно подниматься со ступеньки на ступеньку партийно-государственной кадровой пирамиды»1. Основное значение имели неформальные связи, широко процветали патрон-клиентские отношения, поддерживался карьеризм как готовность сделать все возможное для входа в номенклатуру. Именно так в неё попал М. С. Горбачёв. Чёткая иерархия политической элиты СССР разделялась на партийную, государственную и хозяйственную элиту. Партийная элита выступала в роли законодательной власти, управляющая обществом на основе законов и нормативно-правовых актов. Государственная элита осуществляла контроль за общественным разделением труда, выполняя роль исполнительной власти. Хозяйственники следят за материальной обеспеченностью как населения, так и правящей верхушки.

«Также от кандидатов на высокие посты номенклатура требовала опыта работы в разных регионах страны. Традиционная карьера номенклатурщика выглядела так: учеба в Москве; работа в советских, комсомольских, хозяйственных или партийных органах какого-нибудь региона; вызов в Москву и работа 1-2 года в ЦК КПСС, возвращение в провинцию на более высокую должность (как правило, на должность первым секретарем обкома КПСС). Одним из принципов номенклатурной карьеры было изменение сферы деятельности. В брежневский период сложилось несколько типов номенклатурной карьеры: партийно-хозяйственный, комсомольско-партийная, советско-партийная, партийно-дипломатическая. Орготдел ЦК КПСС «перебрасывал» человека не только в пространстве, но и из одной управленческой сферы в другую. Наиболее типичной была карьера с переходом с комсомольской работы на партийную, с партийной на советскую и обратно, с хозяйственной на партийную и обратно. Бывали случаи и «чистых» карьер, чаще всего у хозяйственников. В этом случае человек «рос» на заводе до директора, потом переходил в министерство и «рос» там до министра. В партийных же органах такой «чистый» путь карьеры был менее распространен»2. С помощью таких механизмов рекрутирования КПСС осуществляла руководство страной и проводила кадровую политику.

В период правления Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева советская номенклатурная система переживала «золотой век» и являлась технократической. Подавляющее большинство членов Политбюро ЦК КПСС обладали инженерным, военным или сельскохозяйственным образованием. Для партийных чиновников учреждались новые ведомства государственного управления, гарантировавшие им больше рабочих мест. Пополнение бюрократии и карьерный рост внутри неё могли обеспечиваться без перемещения работников с одного рабочего места на другое. В эпоху «застоя» Конституция 1977 г. официально закрепила руководящую и направляющую роль КПСС, что означало полное отсутствие механизма ротации, стареющей партноменклатуры. Отсюда быстрый рост коррупции и пожизненность номенклатурных статусов, которые завершились пятилеткой пышных похорон. В это время советская элита состояла в основном из лиц преклонного, пенсионного возраста включая Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко. Их средний возраст составлял 70 лет, а самыми молодыми членами и кандидатами в члены Политбюро в начале 80-х считались М. Горбачев и Э. Шеварднадзе. Старение высших слоёв руководства требовало частичного омоложения рядов Политбюро ЦК КПСС, поскольку демонстрация омоложения высших партийных рядов представлялось ведущим пропагандистам партии наилучшим примером незыблемости и успешности преимуществ «развитого социализма». Именно этим руководствовалась политическая элита избрать молодого Генерального секретаря ЦК КПСС в лице М. С. Горбачёва.

Как упоминалось ранее существовала обширная и разветвленная система привилегий для членов номенклатуры. Номенклатурщики могли ездить за границу, покупать импортные товары, работать, жить, отдыхать, питаться, покупать, путешествовать, развлекаться, учиться и лечиться за границей, что не могли позволить себе обычные граждане. Занимаясь упрочнением собственного положения, расширяя объем собственных привилегий и льгот политическая элита увеличивала пропасть между управляющими и управляемыми. Привилегиями советской элиты были: 1. Официальная зарплата вместе с зарплатой в конвертах, которая весьма отличалась от официальной. Например, союзный министр мог получить такой конверт с зарплатой в размере 5000 рублей, платить налоги и партвзносы с которого не требовалось. 2. Квартиры членам номенклатуры предоставлялись совершенно на других условиях, чем для обычного населения. В частности, представитель высшей номенклатуры мог без очереди получить квартиру в свое личное пользование в элитном районе Москвы. Такие районы были специально построены для советской элиты. Для номенклатурных работников строились дома по самым современным западным образцам, их селили в квартиры, где могли быть по 8 комнат. Если жилец – особенно важный номенклатурный чин, то ему дают этаж, соединив две квартиры, расположенные на одной лестничной площадке. Многоэтажные жилые комплексы охранялись круглые сутки, в каждом подъезде были вахтеры, а каждый дом снабжен специальной столовой. Помимо этого, такой район был оборудован отдельной почтой, телеграфом, сберкассой, прачечной и магазинами. 3. За номенклатурщиком и его семьей закреплялся загородный дом на весь летний сезон в удобно расположенном дачном поселке. Безопасность обеспечивала охрана, численность которой составляла от 10 до 20 человек. Помимо этого, в своем распоряжении партноменклатурщики имели повара, горничных, садовников, врачей – всего до 50 человек прислуги, которую оплачивало государство. Дачный поселок был оборудован специальным продовольственным магазином, столовой, кинотеатром, клубом и библиотекой. 4. Номенклатурщик и его семья были прикреплены к Кремлевской больнице или поликлинике. Кремлевская больница была оснащена современной медицинской аппаратурой и препаратами, а также одиночными палатами люкс и полулюкс. Также было профилактическое загородное отделение Кремлевской больницы, размещенное в Кунцево. У высших лиц государства был свой постоянный врач-консультант из среды членов Академии медицинских наук. 5. Для партийной номенклатуры была образована особая сеть магазинов. В известном в московском универмаге ГУМ работала спецсекция №100, в которой продавалась дефицитные зарубежные товары – обувь, одежда дубленки, бытовая техника, антиквариат. Кроме него был магазин под названием «Березка», где можно было купить любые товары за иностранную валюту. 6. В своем распоряжении каждый член номенклатуры имел персональный автомобиль с особым номером, а также шофера, поскольку считалось неприемлемым самому водить машину. Шофер считался обслуживающим персоналом, но в тот же момент был первым доверенным лицом номенклатурного чина. Он полностью отвечал за жизнь своего подопечного. Для самых важных лиц в государстве предназначались черные лимузины с пуленепробиваемыми стеклами. Машины заправляли на специально-отведённых бензоколонках КГБ. 7. Высшее руководство страны пользовалось особыми самолетами, а также и вертолетами. Члены партэлиты обслуживались в специально-предназначенном для них аэропорте – Внуково-2. Они летали на самолетах «ИЛ-62» и «ТУ-134» в сопровождении личной охраны и борт-персонала. 8. Партноменклатурщику выезжающему за рубеж помимо его ежемесячной зарплаты, начисляются командировочные в виде иностранной валюты. Выезд за границу предоставлял ему предоставляла возможность покупки импортных товаров. При советском дефиците заграничные вещи считались не только предметом престижа, но и особым видом капитала – их можно было продать с наибольшей выгодой. 9. С начала второй половины XX века создавались спецшколы, в которых, начиная со второго класса, обучение велось на иностранных языках, преимущественно на английском, французском и немецком. Процент детей в таких школах незначителен. Дальнейшее свое обучение номенклатурные дети продолжали в Институте международных отношений в Москве, в Высшей партийной школе, в Дипломатической академии, в Академии внешней торговли и подобных высших учебных заведениях. Они в основном связывали свою деятельность с работой за рубежом. Очень часто на практике применялись такие способы отбора в правящий класс, как родственные связи. Хотя не все дети крупных чиновников занимали номенклатурные посты своих отцов.

И все же советская номенклатурная правящая элита являлась закрытой организацией политических отношений в которую доступ был ограничен рамками определенного круга людей с одними и теми же политическими, идеологическими взглядами. Критерии отбора в неё как рабочее или крестьянское происхождение, партийность, личная преданность вышестоящему руководству, родственные связи, показной активизм, отсутствие ротаций привели к угодничеству, карьеризму, кумовству, коррупции среди большей части партноменклатурщиков, что негативно отразилось на социальных последствиях функционирования советской системы. Последовательное и долголетнее разрушительное воздействие этих издержек номенклатурной системы привело к вырождению советской партийной политической элиты. Закрытость системы и с её особыми привилегиями вызывало недовольство и рост оппозиционных настроений к политической власти среди советских граждан, чувствующих отдаленность партноменклатуры от запросов людей. Поэтому необходимость демократизации, обновления управленческой элиты СССР и её омоложение на молодые кадры была настолько назревшей, что предпринятые М. Горбачевым в этом направлении непродуманные изменения вызвали горячее одобрение как среди населения, так и в среде партийной бюрократии.

С приходом команды М. Горбачева к власти в ЦК КПСС и Политбюро начались кадровые перестановки, которых не было со времен И. Сталина. Одними из первых в 1985 г. были выведены из состава Политбюро ЦК КПСС Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Гришин. Здесь следует остановиться на фигуре Г. В. Романова, который был одним из кандидатов на пост Генсека партии. Свою репутацию в Политбюро ЦК КПСС он заслужил своей деятельностью возглавляя Ленинградский областной комитет партии, где за время его работы наметились позитивные сдвиги, произошедшие в сельском хозяйстве, в сфере культуры, в образовании и здравоохранении Ленинградской области. В начале 1980-х гг. Г. Романов, наряду с М. Горбачевым, являлся реальным претендентом на высшую должность в КПСС. Его выдвигала команда во главе с Л. И. Брежневым и К. У. Черненко, а М. Горбачева поддерживала команда Ю. В. Андропова, и А. А. Громыко. Г. Романов составлял сильную конкуренцию М. Горбачеву за пост Генерального секретаря, вызывавшую у него сильное недовольство, который уже тогда представлял себя в роли руководителя страны. После смерти Ю. В. Андропова благодаря усилиям авторитетнейшего члена Политбюро А. Громыко, на должность Генерального секретаря была избрана компромиссная кандидатура в лице тяжело больного К. Черненко. А. Громыко и М. Горбачев оценивали фигуру К. Черненко как временную, рассчитывали в этот период помешать Г. Романову занять главный пост в партии и государстве. Для дискредитации Г. Романова была запущен слух о якобы заимствовании им из Эрмитажа сервизов Екатерининского времени, которые были использованы на роскошной свадьбе его дочери. Всё это оказалось клеветой, свадебный вечер проходил в обычном кафе. Интересно заметить, что эту сплетню выдал немецкий журнал «Шпигель», а кто был заказчиком этой сенсации до сих пор неизвестно. Во всяком случаи эта легенда помогла М. Горбачеву очернить Г. Романова. Кроме этого еще в начале 1985 г. путем закулисных переговоров М. Горбачев и А. Громыко делят верховную власть в стране: первый становится Генеральным секретарем ЦК КПСС, в второй – председателем Президиума Верховного Совета СССР3. Поэтому после смерти в апреле 1985 г. К. Черненко М. Горбачев воспользовавшись тем, что Г. Романова не было в Москве получает поддержку членов Политбюро на избрание Генсеком и информирует Г. Романова о смерти Черненко с десятичасовым опозданием. Так Г. Романов был наиболее перспективным кандидатом на высшую партийную должность, но проиграл в борьбе за власть М. Горбачеву. Возможно став Г. Романов Генсеком СССР мог бы не развалиться.

В 1985 г. к власти в партии и государстве приходит команда во главе М. Горбачевым, А. Яковлевым и Э. Шеварднадзе, инициирующие «перестройку» как попытку модернизации советского строя. «Перестройка» официально началась с январского пленума ЦК КПСС в 1987 г. несмотря на то, что её архитектор М. Горбачев пришел к власти в марте 1985 г. Кардинально реформы всей политической и идеологической системы начались с 1987 г., целью которых провозглашалось преодоление эпохи «застоя» и обновление всех сторон социально-экономической жизни. Однако, многие исследователи советской эпохи не согласны с этим и считают, что главной целью «прорабов перестройки» было разрушение СССР. Особенно, в этом обвиняют А. Яковлева как главного идеолога «перестройки», возможно являющегося агентом влияния западных сил. Такое предположение связывают с характером его стажировки в Колумбийском университете в конце 1950-х гг., где он учился вместе с сотрудником КГБ О. Калугиным, который в 2002 г. был заочно осуждён за государственную измену, находясь с 1995 г. в США. Учитывая это обстоятельство А Яковлева, как и О. Калугина могли завербовать западные спецслужбы. Несмотря на то что прямых доказательств государственной измены А. Яковлева нет, но бесспорно и то, что его последующие действия в продвижении доктрины «перестройки» в конце 80-х гг., в том числе в международном аспекте политики позднего СССР, носили разрушительный характер. На это указывают множество фактов.

После избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачева была образована Комиссия по реабилитации, рассматривающая уголовные дела по репрессированным гражданам. Сначала она выполняла четко поставленную перед ней задачу без всякой политизации, но с приходом в неё А. Яковлева её деятельность приобрела форму очернения советского прошлого и стала орудием антикоммунистических сил. А. Яковлев, вспоминая свою деятельности, писал: «Надо было с ней [системой] как-то кончать. Есть разные пути, например, диссидентство. Но оно бесперспективно. Надо было действовать изнутри. У нас был единственный путь — подорвать тоталитарный режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарной партии. Мы своё дело сделали»4. А во вступительной статье к изданию «Чёрной книги коммунизма» на русском языке А. Яковлев писал: «После XX съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества. Избрали простой, как кувалда, метод пропаганды «идей» позднего Ленина. Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал–демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» - по революционаризму вообще. Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма. Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика — механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма — сработала»5. Выходит, государство разрушали, находясь в здравом уме и твердой памяти, первые лица страны и их ближайшие соратники.

Как вспоминает бывший Председатель КГБ В. А. Крючков: «Я ни разу не слышал от Яковлева тёплого слова о Родине, не замечал, чтобы он чем-то гордился, к примеру, нашей победой в Великой Отечественной войне. Меня это особенно поражало, ведь он сам был участником войны, получил тяжёлое ранение…И ещё — я никогда не слышал от него ни одного доброго слова о русском народе. Да и само понятие «народ» для него вообще никогда не существовало»6. Такое интересное мнение наводит пищу размышлений об этом партноменклатурщике, особенно когда уже после развала СССР А. Яковлев из главного идеолога реформирования советской системы превратился в яростного антикоммуниста и антимарксиста. Такие перемены даже в разочаровании в идеологических взглядах не могут происходить спонтанно. Это подтверждают последние года его жизни, который призывал к осуждению большевистского режима; говорил, что в Холодной войне победил цивилизационный мир, а проиграли коммунисты; выступал за предоставление М. Ходорковскому статус политзаключенного. Исходя из этого А. Яковлев вписывался в роль агента влияния, через которого США влияли на происходящее в Союзе ССР, задавали направление политике, разрушающей Советский Союз. Был ли А. Яковлев агентом влияние западных разведок, но влияние внешнего фактора оказало существенное воздействие на развал СССР посредством воздействия внешних сил, политических, информационных, экономических действий, применяемых в ходе Холодной войны7.

«В 1986 году на XXVII съезде КПСС М. Горбачёв и А. Яковлев существенно изменили состав ЦК, Политбюро и Секретариата, введя туда своих людей. Затем происходит кампания по массовой замене министров, зав. отделами ЦК, секретарей обкомов КПСС, председателей исполкомов. За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 годов, когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 года, когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены А. А. Громыко и В. И. Долгих и М. С. Соломенцев. Кадровые перестановки Горбачева не только ослабляли партийное и советское руководство страны, но и приводили к трагедиям с человеческими жертвами» … В результате в апреле 1989 года на пленуме ЦК КПСС было снято с работы 110 человек, избранных лишь три года назад с подачи самого Горбачева на XXVII съезде»8.

Именно кадровые перестановки команды М. Горбачева стали спусковым крючком межнациональных конфликтов на территории Союза ССР, которые начались с Казахстана. В конце 1986 г. Политбюро приняло решение снять Д.А. Кунаева с должности Первого секретаря КПК и назначить на его место Г. В. Колбина, который не пользовался поддержкой в республике. Назначение Г. Колбина нарушало установленное при И. Сталине правило, когда Первым секретарем нацкомпартии избирали представителя соответствующего народа, что вызвало массовые волнения в Алма–Ате. Кровопролитие можно было предотвратить, если бы Д. Кунаеву дали выступить перед протестующими. Но после окончания декабрьских событий к уголовной ответственности были привлечены все работники, входящие в ближайшее окружение Д. Кунаева, а сам Д. Кунаев был выведен из состава Политбюро. До сих пор не понятно, чем руководствовалась партийная номенклатура, назначая Г. Колбина не оценив риски этой ошибки или преднамеренной провокации антисоветских сил. Безусловно главной причиной беспорядков в Казахстане стал национализм, но его подогревали закулисные интриги как в Алма–Ате, так и в Москве. Впоследствии различные региональные элиты использовали опыт казахского национализма как оружие в деле разрушения СССР.

Еще схожим примером являются Тбилисские события 1989 г., когда якобы советская армия забила до смерти протестующих саперными лопатками. Данная версия события дискредитировала власть и использовалась её противниками в качестве инструмента давления на Съезде народных депутатов СССР. При этом от лопаток не погиб ни один человек, а погибли от удушья или от давки в толпе. Легендарный начальник 5-го управления КГБ СССР Ф. Бобков вспоминает: «Когда комиссия Собчака закончила свою работу, я позвонил ему и сказал, что хотел бы свидетельствовать комиссии. Собчак ответил: «Нет, мы завершили работу. У нас полная ясность». «А как с саперными лопатками?» - спросил у Собчака. Он вспылил и ответил: «Что вы? Какие лопатки?». Но спустя день об их применении на заседании Верховного Совета говорилось в полный голос, опираясь на выводы комиссии Собчака9. Исходя из этого в рамках политической борьбы против официальной власти оппозиционные политики были готовы замалчивать и манипулировать фактами для достижения своих целей, даже в условиях кризиса в стране.

В 1988 г. состоялась ХІХ-ой Всесоюзная партийная конференция, на которой М. Горбачев передал законодательные полномочия Верховного Совета СССР Съезду народных депутатов, не зависящего от партийного влияния, чтобы легитимировать личную власть в борьбе с политическими оппонентами на Пленуме ЦК10. Посредством этого принятого политического решения М. Горбачев и А. Яковлев продолжали демонтировать однопартийную систему. Постепенно ликвидировался постоянно работающий орган партии Секретариат ЦК КПСС, что являлось серьезнейшим нарушением Устава КПСС, лишающая партию оперативного штаба руководства. Это сразу пагубно отразилось на деятельность ЦК, а также обкомах и крайкомах.

С 1985 по 1989 гг. с согласия Генсека А. Яковлев занимался кадровыми чистками в КПСС, убирая из политической системы лиц с оппозиционными взглядами, даже бывших соратников называя их «врагами перестройки». Поводом для вычищения из партноменклатуры нелояльных её представителей стало письмо Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», ставшее темой повестки дня в советском обществе. В ответ А. Яковлев назвал данное послание «манифестом антиперестроечных сил» и призвал к вычищению из партии сторонников прежних командных-бюрократических методов, тормозящих процесс обновления социализма. На самом деле легитимировать политические чистки в КПСС, чтобы внутри партноменклатуры не возникли оппозиционные группы к правящей команде, которые могли помешать радикальным реформам уничтожающих политическую систему. Так, например, использовался огромный авторитет в Политбюро Е. Лигачева, для того чтобы оправдать проводимую политику очищения партии от врагов «перестройки». Когда же Е. Лигачев стал выступать в Политбюро с критикой социально-экономических и политических реформ М. Горбачева и призывал созвать внеочередной пленум ЦК, чтобы остановить грядущий распад страны, то против него в СМИ была проведена заказная информационная кампания о его готовности совершить внутриэлитный переворот против Генсека, а затем отстранен из партийного руководства. Подобную чистку партноменклатурщиков проводил сменивший В. Гришина на посту Первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин. Вследствие этого внутри политической элиты образовались две политические группировки во главе с М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, чья борьба за власть внесла существенную роль в разрушение советской системы.

В середине 1980-х гг. в правящей элите стали развиваться процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному конфликту идеологических ценностей, связанному с трансформацией политического курса. Придание номенклатурной советской системе большей динамичности и открытости, а также расширение общественной инициативы, которые, должны были содействовать решению стоявших перед страной проблем, на деле лишь выявили глубину кризиса экономики страны, а также способствовали быстрому развитию контрэлиты, получившей мощные инструменты самоорганизации в виде созданных партий и СМИ. К концу 1980-х гг. на смену номенклатурному принципу пришел демократический11. В итоге вся кадровая политика Генсека привела к вхождению в политическую систему контрэлиту (Межрегиональная депутатская группа), где её руководители и активисты в борьбе за власть стремительно разрушали Союз Советских Социалистических Республик. По мнению доктора исторических наук Д. Е. Фурмана, они преследовали своей целью не развитие страны, а личную выгоду12.

К 1991 г. М. Горбачев вычистил из ЦК КПСС 85% кадрового состава. Команда Президента Союза ССР убирала всех, кто пытался помешать политике разрушения, к тому времени прозванной в народе «катастройкой». Убрав из партии лучших ее представителей М. Горбачеву не было не на кого опереться в борьбе с набиравшей силу республиканской элитой РСФСР, возглавляемой Б. Ельциным. С 1990 по 1991 гг. «демократы» добились большого влияния в государстве, чем те, кто формально его еще возглавлял. Не смогла остановить провальная попытка ГКЧП отстранить их от рычагов управления, что означало крах политической карьеры М. Горбачева и приобретение власти Б. Ельциным.

Таким образом, политическая борьба за власть между наследниками эпохи «застоя» и партийными новаторами, сформировавшимися идеологически в период «оттепели», по существу вбила клин в основание государственности СССР. Советский Союз был взорван изнутри небольшой группой влиятельных лидеров партии, и «перестройка» была лишь умелым инструментом для развала великой страны. Кадровая чистка партаппарата середины 80-х гг. привела к планомерному избавлению от всех противников правящей партийной элиты. В противном случае «старые кадры» могли помешать М. С. Горбачёву развалить Советский Союз и направить назревшие социально-экономические реформы по более мягкому пути без радикальной ликвидации существующей политической системы в СССР.

 

Литература

1 Бюрократия. Теоретические концепции: [Электронный ресурс] учеб. пособие / С.Ю. Кабашов. – 2-е изд., стереотип: Флинта; Москва; 2011. Режим доступа: https://rbook.me/book/16234722/read/ page/203/

2 Крыштановская О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту. М.: Институт социологии РАН, 1995. 51-65 с.

3 Спицын Е. Ю. Россия – Советский Союз 1946-1991 гг.: Полный курс истории для учителей, преподавателей и студентов. Книга 4 / Е. Ю. Спицын. – М.: Концептуал, 2015. – 512 с.

4 Яковлев А. Н. Российских фашистов породил КГБ. // Известия. 1998, 17 июня. No 108

5 Яковлев А. Н. Большевизм — социальная болезнь XX века. Вступительная статья. «Чёрная книга коммунизма» Москва, издательство «Три века истории», 2001 год, 2-е издание

6 Крючков В. А. Личное дело. Три дня и вся жизнь. М.: Центрполиграф, 2019. 575 с

7 Серебрянников В.В. Мировая Холодная война второй половины ХХ века: (к 10-летию разрушения СССР) // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 205-223

8 Соломенцев М. С. Зачистка в Политбюро. Как Горбачев убирал «врагов перестройки». М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. 224 с.

9 Бобков Ф. Д. Как готовили предателей. Начальник политической контрразведки свидетельствует...М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. 240 с.

10 Легостаев В. М. Как Горбачёв «прорвался во власть». М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. 240 с.

11 Меркулов П. А. Особенности формирования административно-политических элит в условиях трансформации российского общества. О.: Власть, 2016.

12 Фурман Д.А. Российские демократы и распад Союза // Век ХХ и мир. 1992. № 1.