Мюнхенская сделка и внешнеполитические перспективы в представлениях А. Гитлера и Н. Чемберлена.

Главная \ Слово Ярослава \ Мюнхенская сделка и внешнеполитические перспективы в представлениях А. Гитлера и Н. Чемберлена.

0Q0A2487 Аннотация: Статья посвящена одному из самых неоднозначных договоров в истории международных отношений, «Мюнхенскому соглашению» 1938 г, подписанного накануне Второй мировой войны. Данное соглашение было заключено во время Мюнхенской конференции, где рассматривался вопрос территориального раздела Чехословакии, отвечавшего внешнеполитическим интересам подписавших сторон, прежде всего Германии и Великобритании как главных инициаторов этого договора. Их позиция по многим пунктам совпадала и оказала пагубное воздействие на Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, повлиявшее на развязывание новой мировой войны. По этой причине многие историки называют итоги Мюнхена – «Мюнхенским сговором», где главной целью являлась геополитическая задача ведущих держав Запада развернуть военную экспансию Третьего Рейха на Восток подальше от Западной Европы. В рамках этой задачи Н. Чемберлен и Э. Даладье проводили «политику умиротворения», чтобы уберечь европейские страны от немецкой агрессии или отсрочить сроки военных действий пожертвовав суверенным государством Чехословакия. Поэтому «Мюнхенская сделка» 1938 г. будет оставаться дискуссионной проблемой мировой истории, отставшей многие вопросы без ответов. Автор попытается дать ответы на эти вопросы в контексте англо-немецкой внешнеполитической игры второй половины 1930-х гг.

Ключевые слова: «Мюнхенская сделка», Чехословакия, А. Гитлер, Н. Чемберлен, Судетская область, «политика умиротворения», СССР

 

В 2022 г. минует уже 84 г. со дня подписания «Мюнхенского соглашения», а историки до сих пор спорят о влиянии данного документа на события, предшествующие Второй Мировой войне. Многие ученые считают, что заключение данного соглашения развязало руки нацистской Германии и, по сути, толкнуло мир к новой войне. Сутью этого соглашения, подписанного премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом, премьер-министром Франции Э. Даладье, рейхсканцлером Германии А. Гитлером и премьер-министром Италии Б. Муссолини являлось передача Чехословакии Судетскую области Германии.

К середине 30-х г. XX века на политической арене наметились три главные силы: нацистская Германия, Версальские державы и СССР. Державами-победительницами после окончания Первой Мировой войны была установлена Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Франция и Британия через международную организацию Лигу Наций являлись гарантом этой системы. Для стран, проигравших войну, как и для Советской России, формально, не будучи побеждённой, Версальская система не предусматривала ничего. Советскую Россию долго не хотели признавать в качестве субъекта международной политики, а также проводили против неё жесткую риторику, считая рассадником мирового коммунизма.

После Первой мировой войны Германия была «поставлена на колени». Контрибуция, ограничения во владении вооруженными силами, лишение права приобретения колоний, раздел территории мандатами Лиги Наций – вот последствия для проигравшей страны. Экономический кризис и нестабильная политическая ситуация в Веймарской республике позволила нацистам получить власть демократическим путем. А. Гитлер обещал гражданам Германии, что вернет былое величие их страны, освободит её от Версальской системы и сделает государство исключительно для немцев. Уже в 1933 г. фюрер приступил к возрождению вооруженных сил Германии в обход Версальского договора. Выйдя из Лиги Наций, Германия восстановила в стране всеобщую воинскую повинность. Сблизившись с фашистской Италией, А. Гитлер и Б. Муссолини принялись за пересмотр сложившегося баланса сил в Европе. Германию и Италию не беспокоила реакция международного сообщества, так как великие державы ничего не предпринимали, чтобы остановить разрушение Версальской международной системы. И здесь возникает вопрос, почему отвечавшие за европейскую безопасность Британия и Франция, не смогли или не захотели противостоять диктаторам? Ответ скрывается за «Мюнхенской сделкой» 1938 г.

Аншлюс с Австрии подогрел геополитические амбиции А. Гитлера по захвату новых территорий и присоединения их к Германии. Международная напряжённость усиливалась, но на защиту суверенитета Австрии не встало ни одно государство, кроме СССР. За счет Австрии Лига Наций потеряла свой авторитет, а Третий Рейх увеличил численность населения своей страны, что сыграло роль в будущем мировом конфликте. Следующей жертвой немецкой экспансии стала Чехословакия, которая открывала дорогу в Юго-Восточную Европу, в бассейн Дуная и на Балканский полуостров.

Чехословакия получила свою независимость в результате распада Австро-Венгерской империи и пунктов Версальского договора о праве наций на самоопределение. Отделение от Австрии позволило Чехословакии избежать выплат репараций за Первую мировую и опередить Веймарскую республику по промышленному, экономическому и военному потенциалу. Судетская область Чехословакии представляла собой не только провинцию, где проживало немецкоговорящее население, но и регион с мощными оборонительным укреплениями, со знаменитыми заводами «Шкода», благодаря котором страна входила в лидеры по мировому экспорту вооружений. Как пишет известный российский историк Н. Павлов: «Промышленность Чехословакии, в том числе и военная, была одной из самых развитых в Европе. Заводы «Шкода» с момента оккупации Германией и до начала войны с Польшей произвели почти столько же военной продукции, сколько произвела за это же время вся военная промышленность Великобритании» [1]. На тот момент Чехословакия могла за себя постоять, она обладала превосходной экипированной и вооруженной армии, мощными приграничные укреплениями, кроме того, в случае войны в рамках союзнического договора её готовы были поддержать Франция и СССР. Фюрер Германии решил с войной не рисковать, а спровоцировать внутриполитическую обстановку с целью создать мировую проблему о судьбе судетских немцев. В результате антиправительственных выступлений возник политический кризис, приведший вначале к договоренности об автономизации Судетской области (миссия Ренсимена), а затем к требованиям нацистов об отделении данных территорий от Чехословакии. А. Гитлер стал угрожать войной в Европе в случае невыполнения данного требования.

В этот напряженный и ответственный момент Великобритания и Франция занимают двойственную позицию. Когда должность премьер-министра занял Э. Даладье Франция перестала вести независимую внешнею политику связав её с курсом британской политики, где потенциальной угрозой был объявлен Советский Союз. Великобританию и Францию стал объединять страх влияния Советского Союза в мировом пространстве, чем реальная опасность со стороны нацисткой Германии. А. Гитлер, играя на этих настроениях, заявлял, что хочет мира в Европе, но не допустит дискриминации немецкоговорящего населения Судетов. Третий Рейх рассчитывал, что страх Европы перед большевизмом и новой войны в Европе убедит Великобританию пойти на сотрудничество в вопросе передачи Судетов немцам. Основной внешнеполитической и дипломатической доктриной кабинета правительства тори Великобритании стала «политика умиротворения», где главным автором и вдохновителем стал премьер-министр Н. Чемберлен. Он рассчитывал, что путем максимальных уступок удастся отвратить гитлеровскую агрессию от Великобритании и Франции, закрепив фюрера юридическими обязательствами по недопущению поводов для будущей войны. Для этого необходимо убедить Францию расторгнуть союзнические договоренности с Чехословакией и СССР и вступить в сговор с нацистской Германией, передав ей Судетскую область. Этот политический шаг дорого обошелся международному престижу Франции, ослабивший её геополитические позиции.

По словам известного советского дипломата В. Потёмкина, свидетеля тех событий: «20-21 сентября английский и французский посланники в Чехословакии заявили чехословацкому правительству, что в случае, если оно не примет англо-французских предложений, французское правительство «не выполнит договора» с Чехословакией. Также они сообщили следующее: «Если же чехи объединятся с русскими, война может принять характер крестового похода против большевиков. Тогда правительствам Англии и Франции будет очень трудно остаться в стороне» [2].

29 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась встреча с главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии. Чехословацкая делегация была лишь допущена тогда, когда соглашение о передаче Судетов Германии было подписано инициаторами встречи. Под давлением Франции и Великобритании правительство президента Э. Бенеша подписало «Мюнхенское соглашение». Впоследствии, несмотря на германские гарантии целостности оставшейся части чехословацкого государства, его дележ продолжился. Польша получила Тешин, Венгрия — Закарпатье и южную Словакию. На оставшихся словацких землях было провозглашено государство Словакия, а части чешских территорий были присоединены к Третьему Рейху как протекторат Богемии и Моравии. А. Гитлер, получив Судеты, смог без крови оккупировать и остальную Чехословакию и продвигаться дальше на Восток.

Изучая логику «политики умиротворения» Н. Чемберлена, одна часть историков считает такую политику попыткой перестроить испытывающую кризис Версальскую систему международных отношений, через дипломатию, а также любой ценой сохранить мир. Так Н. Чемберлен, вернувшись из Мюнхена в Лондон, у трапа самолёта заявил: «Я привёз мир нашему поколению». Другая часть полагает, что истинная причина проведения данной политики – это ненависть к Советской России. Франция и Великобритания использовали «Мюнхенский сговор» для подписания двухсторонних договоров о взаимном ненападении с нацистской Германией, надеясь за счет «политики умиротворения» направить военную агрессию А. Гитлера в сторону СССР или даже вместе с Германией поучаствовать в «крестовом походе против большевиков». По словам российского историка В. Сиполса: «Лозунг консерваторов в то время был: «Чтобы жила Британия, большевизм должен умереть» [3].

Действительно, двойная игра была выгодна для Н. Чемберлена, ведь он выступал за мир в Европе, рассчитывая, что А. Гитлеру будет достаточно захваченных новых стран, и он не посмеет напасть на страны «старого света», а лучше будет, если ударит по ненавистному СССР. Но с этим Н. Чемберлен ошибся, А. Гитлера не остановило заключенное союзническое соглашение с Польшей. Хотя, если обратиться к событиям «странной войны», когда англичане и французы, объявив войну, не вторглись в Германию, вероятнее всего у Н. Чемберлена оставалась еще надежда – после Польши будет Советский Союз.

Таким образом, «Мюнхенская сделка» 1928 г. о передаче Германии Судетов не принесло мира, а наоборот открыло путь к развязыванию Второй мировой войны. Будущий премьер-министр Великобритании У. Черчилль о событиях Мюнхена произнес в палате общин пророческие слова: «Англии пришлось выбирать между позором и войной – она выбрала позор и получила войну». Внешнеполитический просчет Н. Чемберлена приблизил мир к военной катастрофе и ненадолго вознес победный триумф А. Гитлера. Вместе с тем, «позор Мюнхена» не очень-то любят вспоминать многие западные политики, ведь куда приятнее переключить внимание общественности на более позднее соглашение о ненападении между Германией и СССР – «Пакт Молотова-Риббентропа», проще возложить ответственность за развязывание войны на двух диктаторов XX века. «Мюнхенское соглашение» 1938 г. учит, что в политике за принимаемый выбор лежит ответственность, которая определяет её последствия для будущих поколений человеческого сообщества.

 

Список литературы

1. Павлов Н. В. Внешняя политика третьего рейха (1933 – 1945) // MGIMO.ru. 2012. Январь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/files/210929/III_reich. pdf

2. Потёмкин В. П. Дипломатия в новейшее время (1919—1939 гг.). М.; ОГИЗ, 1945. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb2.booksgid.com/content/65/vladimir-potemkin-diplomatiya-v-noveyshee-vremya-1919-1939-gg/148.html

3. Сиполс В. Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., Международные отношения, 1979. С. 320.