Плебисцитарная диктатура Наполеона Бонапарта как имитация республиканской формы правления в постреволюционной Франции.
Мишенков Ярослав Александрович
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Аннотация: Наполеон Бонапарт французский генерал, консул, император Первой империи, политический и государственный деятель один из самых великих людей в истории человечества является крайне интересной и неоднозначной личностью. Многие критики Наполеона считают его тщеславным, циничным, эгоистичным и крайне амбициозным индивидуумом готового на все ради продвижения своей карьеры. Если это так, то по сути у Наполеона почти не было никаких политических взглядов, кроме не долгового патриотизма к родному острову Корсика, и он всегда исходил из собственного эго. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли Наполеон занимался продвижением своей абсолютной власти имитируя республиканские порядки в первые годы своего правления, что полностью противоречило завоеваниям народом своих прав на демократическую форму правления и идеологическим концепциям родоначальников французской республики.
Ключевые слова: Наполеон Бонапарт, личные амбиции, республиканизм, Великая французская революция, бонапартизм, консульство, императорский титул.
Многие историки, современники и последователи как в прошлом так и в настоящем восхищаются политической деятельностью, военными победами и гением французского императора (он придумал нумерацию домов с четными и нечетными числами). Ему ставят заслуги за написание Гражданского кодекса 1804 г., за заложение основ современного французского государства и за осуществление проекта объединенной Европы, реализованной в виде современного ЕС. Подобное восхищение фигуры Бонапарта доводит до пропагандирования его культа личности в научных и интеллектуальных кругах, распространяющегося на простых обывателей по всему миру. Такое положение дел создает иллюзорную картину мира, не дающую раскрыть многих сторон личности Наполеона Бонапарта. На эту особенность обращают внимание биографы императора всех французов видя в нем человека, стремящегося к своей цели и с упорством её достигнув. Этой целью они называют честолюбивые мотивы императора приобрести себе героическую славу и личную верховную власть, продиктованные его психологией поведения. В дальнейшем это подтвердило его женитьба на Жозефине Богарне, любовницы одного из лидеров Директории П. Барраса, участие в государственном перевороте 18 брюмера, диктаторское правление на посту первого консула и коронация императора в Соборе Парижской Богоматери. По мнению советского историка А. Манфреда, Наполеон использовал республиканские идей Великой французской революции о свободе, равенстве и братстве в качестве легитимации своей абсолютной власти во время консульского правления [5].
Идеологические взгляды и представления Наполеона формировались в глубокой юности, когда он был обычным французским офицером корсиканского происхождения. Его жизненный опыт складывался от общения с семьей, в частности с матерью, а также от изучения исторических книг о Александре Македонском, Юлии Цезаре и родной Корсике, повлиявших на мировоззрение будущего императора. Первоначально Наполеон мечтал возглавить национально-освободительное движение за независимость острова от Франции под предводительством героя и кумира корсиканцев П. Паоли. Патриотичность и национальное самосознание корсиканца выражали основной мотив политических взглядов молодого Бонапарта. На усилении его сепаратистских настроений повлиял период обучения в Бриенской военной школе, где он подвергался унижительным насмешкам со стороны однокашников за корсиканский акцент и горделивое поведение. Отсутствие социального контакта со сверстниками усугубили одиночество юного кадета, что повлияло на вспыльчивый характер и желание выбиться в люди заявив о себе всему миру.
Французская революции 1789 г. и последовавшей за ней антиреволюционные войны открыли для молодого офицера карьерные возможности. Революция наделила Корсику большой местной самостоятельностью в составе Франции и завоевала принципы соблюдений прав человека разрушив сословную систему Старого порядка. Бороться за независимость Корсики больше не было смысла, а амбициозные цели и задачи не исчезали. Бонапарт хотел бросить вызов миру, доказать, что личность в истории способна совершить и изменить гораздо больше, чем народы, социальные группы, классы вместе взятые. Эта мысль никогда не покидала сознание Наполеона и двигало им всю жизнь. Вскоре Наполеону пришлось выбрать республиканцев как одну из сторон в начавшейся гражданской войне, у которой было больше шансов победить. Именно поэтому Бонапарт защищал и отстаивал республиканские идеалы революции несмотря на её кровавую безжалостность ко всем врагам режима, но дающая возможность каждому гражданину на лучшее будущее. По этой причине он и его семья подверглись остракизму в родной Корсике и были вынуждены покинуть родной дом, где росли недовольства от последствий революции. Теперь Франция стала новым домом для Наполеона.
Продвигаясь по карьерной лестнице Наполеон прекрасно понимал механизм управления общественным мнением и успешно этим пользовался. Во время Итальянской кампании (1796—1797 гг.), когда ему было дано командование неодетой, плохо вооруженной, неподготовленной армией он привел их в форму своими победами и триумфальными речами. Обо всех своих успехах он писал в созданных им газетах, в которых пропагандировал важность каждого сражения, восхвалял храбрость солдат и выставлял свои собственные заслуги. Генерал Бонапарт, делая акцент на саморекламе хотел заставить правительство и общественное мнение поверить в его исключительность на благо революции, что ему удалось сделать. Он продолжал строить этот образ настолько успешно, что смог превратить проигранный Египетский поход (1798-1801гг.) в легенду и убедил многих во Франции в своей роли спасителя нации. Впоследствии Наполеон, опираясь на армию и получая поддержку граждан республики, пошел по пути установления своей личной диктатуры.
Наполеон считал, что самое дальновидное в политике является умение пользоваться воображением народа, льстить преданным людям, быть демагогом и постоянно прибегать к повторению той или иной информации [3]. Для того чтобы заручиться поддержкой масс и групп политической элиты Наполеону нужны были идеи, которые могут легко завораживать толпу двигая их на мобилизационную активность. Неважно будут ли они истинны или ложны, главное насколько сильно они гипнотизируют людей и играют существенную роль в их обыденной жизни. Прекрасно это осознавая Наполеон строил себе имидж защитника и последователя республиканских идей Французской революции. Республиканский революционизм привлекал французов исчезновением сословных и корпоративных привилегий, вместо старых монархических и религиозных ценностей важнейшими становятся политические и гражданские права, уважающие право на жизнь, свободу и собственность каждого индивидуума. Представление о том, что именно народ является источником власти и что он вправе призвать к ответу свое правительство, глубоко проникло в народную психологию. Эта идея была творчески переработана и воплощена Бонапартом в рамках своей личной диктатуры. Как писал советский историк Е. В. Тарле: «Деспот по натуре, прирожденный самодержец» [7]. Тем самым Бонапарт даже в разгаре революции не был её сторонником, а исходил только из личных амбиций.
Воспользовавшись заговором, устроенным Э. Ж. Сьейесом против Директории, Наполеон решается на совершение государственного переворота зная, что в случае неудачи его ждет гильотина. Совершая переворот, он отдавал себе отчет, что может легитимизировать свою власть опираясь на буржуазию и чиновников, уже поделивших приобретенные в революционные годы блага и жаждавших их сохранить при новой власти, демонстрируя ей свою лояльность. Народные массы не желали реставрации старых порядков и революционной смуты, а только хотели дешевый хлеб и экономическую стабильность. Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической верхушки, но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов [6]. Поэтому заговор 18 брюмера осуществился благодаря лояльности армии к харизме «маленького капрала», поддержкой частью элит и народной массой, презирающих членов Директории за коррупцию и политическую анархию.
Объявив себя пожизненным Консулом, а впоследствии, и Императором, Наполеон поднялся над внутрифранцузскими раздорами, сыграв роль примирителя и успокоителя. Несмотря на номинальное правление трех консулов, Бонапарт как Первый Консул, получив неограниченную власть обладал правом законодательной инициативой, назначать всех высших чиновников, ведать государственным бюджетом, дипломатией, армией, полицейским аппаратом. Будучи дальновидным государственным деятелем, Первый Консул понимал, что военная диктатура должна быть узаконена конституционными законами. Взяв в свои руки составление новой конституции, Наполеон предложил такую организацию «республиканской» государственной власти, которая открывала простор его честолюбивым политическим замыслам [2]. Конституция была разработана в течение одного месяца и принята на плебисците, контролируемого полицией. Через Конституцию Бонапарт, используя республиканские идеи и учреждения для перехода к авторитарному режиму создал новый государственный строй, который получил название «бонапартизм». Позже «бонапартизм» как политическое явление стало занимать глубину научного анализа в трудах французского политолога А. Токвиля. Токвиль считал, что французы сами позволили Наполеону сформировать новый абсолютизм. Они разочаровались в республиканских идеалах революции и желали отказаться от свободы в обмен на стабильность ценою рабства [8]. Похожую мысль высказывал другой французский ученый Г. Лебон. Отталкиваясь от психологии народов, по его мнению, французы от поколения к поколению унаследовали в своем менталитете ценности административной централизации, сильной власти, аристократии чиновничества, государственной опеки в отношении частных лиц, господствующие при любом политическом режиме. «После всех революций латинских народов всегда появляется этот суровый режим, эта неизлечимая потребность быть управляемыми, потому что он представляет собой своего рода синтез инстинктов их расы. Не через один только ореол своих побед Бонапарт сделался властелином. Когда он преобразовал республику в диктатуру, наследственные инстинкты расы обнаруживались с каждым днем все с большей и большей интенсивностью… Не брюмер сделал Наполеона, но душа народа, который почти добровольно шел под его железную пяту [4]».
В итоге получив полный контроль над гражданским обществом Наполеон стал превращаться в единоличного диктатора и готовить свертывание революции. Наполеон ограничил свободу слова и заменил более трех тысяч судей и прокуроров, председателей судов своими ставленниками. Уже через два с половиной месяца после 18 брюмера Наполеон своим постановлением закрывает шестьдесят газет. В 1800 году Наполеон провёл административную реформу, по которой началась планомерная и жесткая перестройка государственной административной системы, положившая конец системе самоуправления, введенной Французской революции. По этой реформе учреждается институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов. Департаментами заведовали чиновники, в городах и деревнях правили мэры. Они все назначались Первым Консулом, символизирующее правление одной политической фигуры Наполеона Бонапарта.
В 1802 году в результате плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 году ему был присвоен титул императора [1]. В 1804 году, император объявил, что страной управляет государство, а не местная власть. В свете этих политических трансформаций предметом особой заботы Императора стала столица Франции, где и были осуществлены первые коренные изменения всей системы самоуправления. Очередными этапами стали запрет политических клубов, жестокое подавление левых сил, упразднение избирательной системы и, наконец, лишение женщин прав на участие в политике. При этом гарантировалось сохранение результатов революции: гражданских прав, право на владение частной собственности как аристократу, так и крестьянину, право на законный развод, чтобы укрепить свою авторитарную власть. Для этого Наполеон утверждает Гражданский кодекс (1804), вошедший в историю как кодекс Наполеона.
Таким образом, становясь консулом, Наполеон построил себе образ преданного идеям революции 1789 г. подтверждая их не на словах, а на деле подписывая правовые нормы конституционных актов. Но по факту он не собирался сохранять республику. В этом заключается имитация республиканской формы правления в постреволюционной Франции для оформления легитимации монархической власти Императора Наполеона.
Список литературы.
1. История государства и права зарубежных стран: учебник / А. В. Вениосов [и др.]; под ред. А. В. Вениосова. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 544 с.
2. История государства и права зарубежных стран. Ч. II / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 336 с.
3. Е. И. Кузнецова. Образ и имидж Наполеона. – М.: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2017.
4. Лебон Г. Психология народов и масс - СПб: Макет, 1995. – 311 с.
5. Манфред А. Наполеон Бонапарт. – М.: Мысль, 1998
6. Тагунов, Д.Е. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: курс интенсивной подготовки / Д. Е. Тагунов, В. В. Сажина. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 384 с
7. Тарле Е. В. Наполеон. М., 1957
8. Tocqueville A. de. Etudes économiques, politiques et littéraires// A. de Tocqueville. Œuvres complètes. Publ. par M-me de Tocqueville / ed. G. Beau-mont. P: Мichel Lévy frères, 1876. T. 9. 652 р.