Президентское правление А. Лукашенко как модель харизматического господства Макса Вебера

Главная \ Слово Ярослава \ Президентское правление А. Лукашенко как модель харизматического господства Макса Вебера

0Q0A3064 Аннотация. В данной статье рассматривается модель харизматического господства М. Вебера. За основу рассмотрения берется политический режим президента Республики Беларусь (далее – РБ) А. Лукашенко, который полностью соответствует модели харизматического господства великого немецкого ученого. Методология исследования опирается на бихевиористский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию в результате изменений в политической действительности. Таким изменениями являются прошлогодние события, вызванные всплеском недовольства определенной части белорусского общества результатами президентских выборов.

Ключевые слова. Харизматическое господство, политическое лидерство, президентское правление, М. Вебер, А. Лукашенко, президентские выборы 2020 г., психология масс.

 

Современная политическая наука представляет собой довольно обширную сферу разнообразных политических явлений, концепций и процессов. Политика построена на властных отношениях между личностью и государством, на политической и государственной организацией общества. Политическая наука опирается на политические институты, системы, действие которых призвано обеспечить нормальное функционирование социума, его динамичное развитие. Одной из разновидности политологии является политическое лидерство.

Политическое лидерство – это набор определенных качеств, которые используют наделённые властью индивиды для осуществления влияния на все общество или его часть. Но обладание лидерством еще не гарантирует успех в процессе подчинения большинства (масс) меньшинству (элите). Чтобы люди верили в своих лидеров, шли за ними, они должны обладать легитимностью и харизмой. Легитимность обеспечивает политическому режиму добровольное признание со стороны граждан, образуя взаимозависимость власти и народа. При потере доверия и наличии разочарования у большинства населения к существующему государственному строю возникает кризис легитимности, который порождает противоречия и конфликты внутри политической системы. Если политические лидеры хотят не просто повелевать массами, а быть для них авторитетами, то для завоевания и удержания власти они должны быть наделены харизмой.

Харизма – это совокупность признаков одаренности личности в знаниях, умениях, навыках, которые делают его особенным среди окружающих, поддающихся его влиянию и готовых следовать за ним. Термин харизма от греческой традиции означает божественный дар. Само понятие было введено немецким теологом Эрнстом Трёльчем. Более подробно к изучению данного термина в гуманитарных науках (социология, политология) подошел немецкий политолог Макс Вебер. Он считал, что именно благодаря харизме основатели мировых религий (Моисей, Иисус Христос, Мухаммед) смогли распространить свои учения по всему миру. Обладая исключительными качествами убеждения, пророки внушали своим ученикам, что ими двигают некие высшие силы, наделяющие их магическими способностями. Вера в исключительность данных лидеров направляла последователей на выполнение любых приказов, власть которых превосходит обычную, существующую и известную им. Поэтому харизма не зависит от происхождения или социального статуса. В ней главное только личные качества вождя. Кроме прославленных пророков ученый считал харизматиками прославленных полководцев, выдающихся государственных и политических деятелей в человеческой истории. На этом основании Вебер выделяет харизму как особую разновидность властных отношений.

В своей научной деятельности Макс Вебер выделяет харизматическую власть как одну из трех идеальных типов господства вместе с традиционной и рационально-легальной власти. Традиционная власть основана на традициях общества, которые предполагает веру подданных в то, что власть законная, поскольку существовала всегда. Рационально-легальная власть предполагает избрание лидеров на основе определённых законных процедур существующего порядка. В свою очередь харизматическая власть представляет собой некий набор уникальных качеств вождя, которые позволяют ему производит сильное впечатление на народные массы и вести их за собой. «Эти качества, по мнению Вебера, являются даром божественным, так как их самих он считал исключительно сверхъестественными. При этом, в силу специфичности личностного устройства лидера данного типа, он постоянно нуждается в признании со стороны народа, чтобы продолжать оставаться у власти или сохранять свой авторитет» [2]. Вследствие этого харизматическая власть является у Макса Вебера идеально-типической моделью, которая определяет теоретическое направление для дальнейшего развития политического режима, стремящегося к идеалу харизматического господства. В связи с этим будет интересно, если рассмотреть харизматическую власть на примере РБ.

Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко находится у власти 26 лет начиная с 1994 г. по сегодняшний день. А. Лукашенко является одним из самых известных политических лидеров в XXI веке, персона которого не оставляет равнодушных как простых обывателей, так и различных экспертов, обозревателей, журналистов. Политологи, изучающие личность белорусского президента, приводят множество причин, по которым первый президент РБ сохраняет власть на протяжении долгих лет, но мало кто из них рассматривает харизму лидера Белоруссии как главный фактор легитимности и легальности политического режима. Харизма А. Лукашенко строиться на имидже человека из народа, которой высказывается понятным населению языком, обладает хорошим чувством юмора, может эмоционально критиковать чиновников, коррупционеров, врагов белорусского государства. В рамках данного позиционирования президент РБ А. Лукашенко создал образ народного президента, сохранившего советское производство от приватизации, проводящего успешную социально-экономическую политику и защищающего белорусский народ и суверенитет. А. Лукашенко обладает твердыми убеждениями, умеет привлекать к себе внимание своим ораторским искусством, очаровывать не только белорусское население, но и постсоветское и западное сообщество. Президент РБ как любой харизматический лидер является человеком действия, у которого отсутствуют сомнения и неуверенность в собственных поступках. «Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Личный интерес, семья – все ими приносится в жертву. Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения» [1]. Именно эти черты составляют характер поведения А. Лукашенко, позволяющие ему так долго находиться на посту главы государства. Однако сама по себе харизматическая власть не обладает стабильным и долговременным характером. Её влияние исчезает, когда вожди начинают отходить от преобладающих в толпе идей. Лидер, которого толпа превозносила накануне, может отвернуться от него и предъявить счет ему за тот период, в течение которого она ранее поклонялась его превосходству. Именно с этим столкнулся А. Лукашенко, когда во время внутриполитического кризиса 2020 г. временно потерял своё харизматическое господство над массами.

На протяжении всех президентских выборов в РБ А. Лукашенко всегда набирал максимальное количество голосов за счет устойчивого электората. Лидер РБ во время избирательной кампании практически не проводил активной агитационной работы, кроме встречи с силовыми структурами и трудовыми коллективами и был абсолютно уверен в очередной триумфальной победе. «Однако президентские выборы 9 августа 2020 г. нанесли сильный удар по тому режиму, который Александр Лукашенко выстраивал много лет. На этих выборах ему очень умело было противопоставлено нечто прямо противоположное: целая когорта «слабых женщин», среди которых и самая слабая из них, официальный кандидат оппозиции Светлана Тихановская – неопытная, некомпетентная, без каких-либо явных дарований. Можно утверждать, что в этой президентской кампании Тихановская представляла собой настоящий антипод президента Лукашенко и его достижениям. Но как раз именно это обстоятельство привлекло к ее кандидатуре множество недовольных правлением Лукашенко, утомленных его многолетним доминированием в стране» [3]. К тому же на падение рейтинга президента РБ оказал глубокий экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, огромный внешний долг и совершенная политическая провокация в виде задержания 32 граждан РФ, оттолкнувшая пророссийских избирателей от «Батьки». В итоге президентские выборы в Белоруссии, закончившиеся победой А. Г. Лукашенко с результатом в 80,1% [4] породили массовые протесты граждан, в том числе среди «политически незрелой молодежи», особенно в Минске, которые посчитали, что их волеизъявление было проигнорировано, а выборы были сфальсифицированы. Просчеты во внутренней и внешней политике, совершенные из-за недооценки массовых оппозиционных настроений в предвыборный период и излишней самоуверенности белорусского президента временно лишили его харизматического влияния на население страны. Белорусский президент, постигнув неудачу, лишился своего обаяния, которое было подвергнуто оспариванию со стороны значительной части населения. При этом, за счет активного оппозиционного электората, не желавшего мириться с возможностью избрания А. Лукашенко на шестой срок подряд альтернативный кандидат в президенты С. Тихановская, не обладавшая харизматическим господством, приобрела его.

Обаяние кандидата в президенты С. Тихановской было приобретено за счет политтехнологических ходов, создавших ей известное социальное положение новой Жанны д’Арк. Её искусственная харизма завладела умами недовольных масс, которые попали под влияние идей «трех процентов Лукашенко» и позволили затем распространить эту иллюзию через Telegram-каналы в различные социальные группы белорусского общества. Это мобилизовало толпу и заставило её совершать нападения на милицию, бросать в сотрудников милиции коктейли Молотова, жечь покрышки, строить баррикады, выходить каждый день на несанкционированные акции протеста. Несмотря на ситуационный успех оппозиции их действия не смогли привести к падению режима А. Лукашенко. Преимущество осталось за президентом РБ. В отличие от С. Тихановской его обаяние строилось на индивидуальной харизме, действующей на ближайшее окружение. Поэтому силовые структуры, члены политической элиты продолжали повиноваться и не предали своего президента. Бегство С. Тихановской в Литву подорвали её могущественное влияние на оппозиционную среду, которое еще недолго продолжалось и исчезло после наступательных действий белорусского лидера.

Удачные фотообразы президента РБ А. Лукашенко, лично защищающего с автоматом в руках мир и порядок в стране от хаоса и анархии, поколебали уверенность в стане его противников, разобщили оппозицию и обеспечили в значительной степени переход большинства еще колебавшихся граждан в лагерь сторонников сильной президентской власти.

Продемонстрировав своё мужество, готовность принять бой и погибнуть в случае штурма его резиденции А. Лукашенко показал своим личным примером стойкую волю идти до конца. Такая внезапная, дерзкая и стойкая позиция президента суверенной страны сравнивалась некоторыми наблюдателями с событиями в Чили во время путча А. Пиночета в 1973 году, когда аналогичный образ стойкого мужества олицетворял президент Чили С. Альенде, который до последнего патрона отстреливался от мятежников.

Этот яркий и волевой образ защитника страны и порядка позволил белорусскому президенту вернуть не только утерянное харизматическое господство, но и заслужить уважение белорусов за то, что он не бросил народ в самое тяжелое для страны время.

Таким образом, личность, обладающая магнетической энергетикой, волей, упорством, смелостью может объединить зачастую разнородные классы, социальные группы населения и обеспечить возглавляемому ею политическому режиму стабильность и развитие на долгосрочный период.

В этом заключается сила «харизмы» политического лидера, опирающегося на волю народа и сбалансированность интересов различных социальных групп общества во имя государственного порядка и организованности экономической деятельности. Харизма политического лидера всегда противостоит хаосу и анархии в общественной жизни, поскольку она во многом удерживает центробежные силы в обществе от крайних разрушительных воздействий на власть и управляемость политическими процессами.

С этой точки зрения пример многолетнего президентства А. Лукшенко в Республике Беларусь ярко демонстрирует в целом позитивный политический опыт взаимодействия харизматического лидера и народа во внутриполитической жизни белорусского общества, что по существу, предполагает дальнейшее изучение феномена «харизмы» в современном преломлении и функционировании различных политических режимов в мире, склонных к авторитаризму и национальной идентификации.

 

Список литературы

1. Г. Лебон. Психология народов и масс - СПб: Макет, 1995. – 316 с.

2. Кибардина Л. Н. Анализ харизматического лидерства в социологии Макса Вебера // Омский научный вестник. — 2008

3. Усманов С. М. Белорусские испытания нового цезаризма // Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики. – 2021

4. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/14/08/2020/ 5f3671089a79475ee708b078