Проблемы политической интеграции на примере Союзного государства России и Белоруссии.
Мишенков Ярослав Александрович
Аннотация: Союзное государство (далее – СГ) России и Беларуси является одним из наиболее прочных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Несмотря на это уже на протяжении двадцати двух лет так и не состоялась окончательная политическая интеграции двух стран в рамках единого государственного объединения. Проблема строительства Союзного Государства России и Белоруссии с момента его создания привлекает к себе внимание научной общественности, как в самих странах-участницах интеграционного проекта, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. В данной статье рассматриваются причины, которые затрудняют формирование политической интеграции внутри СГ. Для раскрытия этой цели дается характеристика политической структуры СГ, его основных руководящих органов, их состав и функции. Вместе с этим анализируется личная роль президента Республики Беларусь (далее – РБ) А. Лукашенко в интеграционных процессах СГ. Методология исследования основана на институциональном подходе и на политическом прогнозировании. Особое внимание в работе уделено современному состоянию Союзного государства и трудностям на пути к политической интеграции. Основные результаты исследовательской работы показаны на прогнозируемых сценариях развития Союзного государства в будущем. Автор в своем исследовании указывает на вывод о недостижимости целей динамичной политической интеграции внутри СГ в условиях сохранения правления президента А. Лукашенко в РБ. Практическое значение итогов исследования содержится в попытке анализа достижений и потерь данного межгосударственного образования, его современного состояния и возможных перспектив развития. Научная и практическая значимость работы базируется на современном понимании интеграционных процессов в рамках Союзного государства и возможных сценариях дальнейшего развития СГ в будущем.
Ключевые слова: Союзное государство, политическая интеграция, Конституционный Акт, Россия, Белоруссия, А. Лукашенко
Среди бывших республик Союза Советских Социалистических Республик Россия и Белоруссия достигли наибольших успехов в совместном интеграционном строительстве. Взаимодействие между двумя братскими странами во многом облегчается их культурно-исторической близостью, сформировавшей цивилизационное единство двух народов, и общей историей становления национальных хозяйств, которая определила их экономическую взаимозависимость.
В целях достижения общих устремлений к достижению единого интеграционного пространства 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь (СГРБ) между президентом РФ Б. Ельциным и президентом РБ А. Лукашенко, который был ратифицирован парламентами обоих государств и вступил в силу в начале 2000 года. Ранее в 1996 году было образовано Сообщество России и Белоруссии, которое начало реализацию программных действий по интеграционному процессу двух государств. Стороны объявили о решении на добровольной основе образовать политически и экономически глубоко интегрированное Сообщество, сформировать единые энергетическую и транспортную системы. Эти проекты, направленные на усиление объединения в этом межгосударственном образовании привели к повышению естественной консолидации российского и белорусского народов. В 1997 году Сообщество трансформировалось в Союз Беларуси и России. В 1998 году были приняты Декларация о дальнейшем единении двух стран и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования России и Белоруссии. А уже 8 декабря 1999 года новое политическое образование было окончательно оформлено подписанием Договора о создании Союзного государства.
Интересно отметить, что президенты России и Белоруссии утвердили этот документ в годовщину подписания Беловежских соглашений, в которых прописывалось «прекращение существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности» и говорилось о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) к которому открыто могли присоединиться все бывшие советские республики. Символизм даты подписания Союзного договора свидетельствует о том, что Б. Ельцин и А. Лукашенко желали продемонстрировать историческое значение этапа возрождения на постсоветском пространстве первого интеграционного сообщества двух славянских народов.
Небезосновательно также утверждение, что главы России и Беларуси создавая Союзное государство, руководствовались во многом своими личными и политическими амбициями, используя во властных интересах набирающую силу в народном сознании идеологию объединения, пусть и в урезанном виде, постсоюзного государства. Таким образом, Б. Ельцин снимал свои грехи за виновность в участии развала Советского Союза, а в свою очередь А. Лукашенко видел в СГ шанс стать приемником Б. Ельцина, возглавив объединенное государство.
Несмотря на такой субъективно политический контекст СГ заключение Союзного договора стало определенным прорывом, учитывая те негативные тенденции (дезинтеграция институтов власти, экономическая разруха, межэтнические конфликты), которые доминировали на всем постсоветском пространстве на протяжении 1990-х гг. XX века. Последствия Беловежских соглашений стремительно запустили радикальные, во многом необратимые социально-экономические, политические трансформации в бывших республиках СССР, а вновь образованные государственные образования пытались как можно дальше дистанцироваться от России. И на этом неблагоприятном фоне принятие подобного документа выглядело как весомый прорыв в политике интеграции на пространствах СНГ. С этого момента начинается история Союзного государства РФ и РБ.
Сегодня при определенных успехах интеграции двух стран существуют и значительные препятствия для дальнейшего развития этого процесса. Безусловно, к основным достижениям относятся интеграционные прорывы в области военно-технического сотрудничества (ВТС). Так военное сотрудничество между России и Белоруссии остается одним из важнейших направлений внутри СГ учитывая последние события, связанные с попытками совершения «цветной революции» в РБ и военного переворота. Факт наращивания различных видов вооружений стран НАТО вокруг границ СГРБ объективно способствует укреплению совместной обороны единого пространства и провоцирует ответную реакцию СГ на указанные выше угрозы, подрывающие безопасность двух стран.
Во внутриполитическом аспекте на территории государств СГРБ обеспечивается социальное равенство граждан Союза в виде равнодоступности получения гражданами СГ услуг здравоохранения, социального обеспечения, образования, в том числе при обучении студентов в российских и белорусских вузах.
Вместе с этим, к сожалению, многие положения данного договора остались только на бумаге. В основном проблемные аспекты развития Союзного государства связаны с динамикой политической интеграции двух стран. Они касаются институциональной интеграции наднациональных органов власти двух государств, к примеру, образования выборного союзного парламента, вопросов формулирования единой Конституции, утверждения единого гражданства, единой валюты и неопределенности конкретной формы правления Союзного государства.
Чтобы разобраться в причинах потери темпа политической интеграции необходимо охарактеризовать союзные институты, которые существуют в данный период. В соответствии с Договором о создании союзного государства России и Беларуси высшими институциональными органами являются: Высший государственный совет (ВГС), Совет министров (СМ) Постоянный комитет (ПК) и Парламентское собрание Союза Беларуси и России. Высший Государственный Совет Союзного государства (ВГС СГ) представляет собой представительную структуру, где в его заседаниях участвуют главы государств России и Белоруссии (В. Путин и А. Лукашенко), премьер-министр РБ (Р. Головченко), Председатель Правительства РФ (М. Мишустин), Председатели палат Национального Собрания (парламента) РБ: Совета Республики (Н. Кочанова) и Палаты представителей (В. Андрейченко), председатели палат Федерального Собрания РФ – Совета Федерации (В. Матвиенко) и Государственной Думы (В. Володин). ВГС СГ занимается решением вопросов развития и деятельности СГРБ, в частности, образовывает и упраздняет разные органы СГ, утверждает единый бюджет Союза и международные договоры Союза. Организует работу ВГС СГ председатель, которым с 2000 года является бессменный президент РБ А. Лукашенко[5].
Функции исполнительной власти возложены на Совет министров Союзного государства (СМ СГ). В него входит Председатель, главы правительств России и Белоруссии, министры экономики, финансов, иностранных дел двух государств, руководители отраслевых и функциональных органов СГРБ и Государственный секретарь. Председателем СМ СГ (М. Мишустин) является один из глав правительств и назначается ВГС. СМ СГ разрабатывает основные направления осуществления политики по развитию СГ, вносит в Парламент СГ основные проекты законов, контролирует выполнение принятых в рамках СГРБ решений, разрабатывает и вносит в Парламент СГ проект бюджета, обеспечивает его исполнение и составляет отчет об исполнении бюджета, занимается вопросами развития единого экономического пространства СГ, способствует проведению единой и согласованной политики РФ и РБ в сфере международных отношений[9].
Постоянный комитет Союзного государства (ПК СГ) выполняет технические функции рабочего аппарата ВГС СГ и СМ СГ. Он обеспечивает деятельность ВГС СГ и подотчётен СМСГ. Работой ПК СГ руководит Государственный секретарь Союзного государства (ГС СГ) Д. Мезенцев и 4 его заместителя[10].
Функции законодательной власти возложены на межпарламентскую структуру Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России (ПС СБР). Председателем ПС СБР является В. Володин, а его заместителем В. Андрейченко[6]. Состава участников ПС СБР формируется из палат Федерального Собрания РФ и Национального Собрания РБ по 36 депутатов соответственно [Ю. Косов, 2009, с.204]. Решения ПС СБР принимаются большинством голосов от каждого представителя законодательного органа России и Белоруссии, что учитывает интересы каждого участника Союза. ПС СБР заслушивает послания ВГС СГ об основных направлениях развития СГ, осуществляет разработку проектов законодательных актов СГ, ратифицирует от имени СГ международные договоры, утверждает бюджет СГ, способствует созданию единой информационно-правовой системы СГ[8].
На основе приведенных институциональных структур СГ и их функций следует сделать вывод, что СГРБ напоминает больше международную организацию, нежели единое государство. В преамбуле Договора о создании СГ говорится, что СГРБ представляет собой объединение двух народов в демократическое правовое государство, но не сказано в какой форме государственного устройства оно должно учреждаться. Вместе с тем существуют различные универсальные пути объединения двух суверенных государств. Они могут объединиться в федерацию, конфедерацию, унитарное государство или оставаться межгосударственным образование каким, по сути СГ и является. По сути органы власти СГ обладают сегодня во многом декларативными функциями, их полномочия носят общий характер. Также до сих пор в рамках формата СГ не решен вопрос о преобразовании Парламентского собрания в Парламент Союза на основе принятого постановления, в котором одобрен проект договора о Союзном Парламенте[7]. Не принята общая Конституция Союзного государства России и Белоруссии, от которой зависит системное движение к политической интеграции.
Причиной затягивания принятия данного основополагающего документа является отсутствие согласованной позиции политических элит обеих стран по вопросу о государственном устройстве Союза России и Беларуси. Неопределенность государственно-политического статуса СГ объективно тормозит процесс эффективной и всесторонней интеграции в политической сфере двух стран и, безусловно, во многом нивелирует идею единого союзного государства.
Не секрет, что одной из проблем любой интеграции является сохранение в том или ином виде суверенитета каждого из участвующих в интеграционном процессе государств. «Это породило у белорусов опасения возможного присоединения Белоруссии к России с потерей независимости и провоцировало выступления противников интеграции как в одной, так и в другой стране. Большой вред российско-белорусскому интеграционному объединению нанесли отдельные политики, пропагандирующие идею объединения России и Белоруссии в единое государство на правах вхождения последней в РФ в качестве одного из ее субъектов. Следует отметить, что большинство не воспринимает идею объединения в одно государство как актуальную и конструктивную, а поддерживает в первую очередь экономизацию двухсторонней интеграции. Об этом свидетельствует анализ динамики общественного мнения по основным проблемам социально-экономической и политической жизни» [В. Симонов, 2009, с.2,3]. К тому же в Договоре о СГ сохраняется неизменность внутреннего общественно-политического устройства РФ и РБ, их международных обязательств, членство в ООН и других международных организациях. Так что Договор снимал саму возможность возникновения такой проблемы, как слияние Белоруссии и России, но она активно по-прежнему навязывается СМИ.
Вместе с тем представляется, что наиболее оптимальной и отвечающей интересам двух братских народов формой Союзного государства будет федерация с сохранением модернизированной модели функционирования основных институтов бывшего СССР (единые границы, единая армия, единые органы управления). Другие механизмы консолидации через образование единых союзных органов власти не приведут к подлинному союзному государству. Это доказал весь предыдущий многолетний опыт создания СГ. Половинчатые решения в образовании единого союзного государства приводят лишь к обратному результату: дезинтеграции и бюрократизации органов управления, национальной фобии, разрушению правил общего рынка и хозяйствования.
Этот фактор особенно важен в современных геополитических условиях, когда страны Запада объявили информационную и гибридную войну двум государствам. В объединенном государстве объективно мобилизуются, умножаются ресурсы военно-стратегического потенциала необходимого для укрепления единой системы безопасности в контексте противостояния с коллективным Западом. Единый центр координационных действий лучше всего пресекает попытки «цветных революций», реагирует на санкционное давление, планирует спецоперации по поимке террористических групп и бандформирований.
Опыт двусторонней интеграции России и Белоруссии свидетельствует, что странам-союзницам не всегда удавалось соблюдать баланс своих национальных интересов. Ведь они равны только с юридической точки зрения, а в действительности их интересы не всегда совпадают, отчасти, во внешнеполитической деятельности. К тому же еще показательным примером в пользу объединения РФ и РБ в одно государство служит культурно-исторический фактор. Русский и белорусский народ, как и украинский являются представителями единой нации, которая образовала «Великую Русь». Из-за княжеских междоусобиц Древняя Русь распалась на феодальные княжества, которые преследовали собственные интересы и не задумывались о внешних угрозах. Когда такая угроза наступила от монголо-татар и Великого княжества Литовского русские княжества не смогли противостоять этим вызовам и единый народ оказался разделённым на многие века. Процессы полонизации украинцев и белорусов заложили свою основу в формировании их отдельного этноса, отличающегося от русского. Очевидно, чтобы не повторить ошибок прошлого и противоречивый, многострадальный путь Украины после государственного переворота 2014 года Россия и Белоруссия должны образовать единое государственное образование, как и 1000 лет назад.
Кроме вопроса о государственном устройстве СГРБ есть и другие трудности на пути к подлинной интеграции. Во многом благодаря А. Лукашенко в декабре 1999 года был подписан договор о создании Союзного государства, которое должно было стать «мягким» по форме государственным объединением федеративного типа. Ранее упоминалось, что А. Лукашенко использовал Союзный договор ради сохранения личной власти в новом государственном образовании. Эта версия не лишена оснований. Президент РБ активно ездил по регионам РФ, набирая политические очки, зачастую намерено и публично он показывал свою близость к общим славянским ценностям, активно выступал в СМИ, критиковал подписантов Беловежских соглашений, проводил референдумы об интеграции с Россией. Показательно и то, что во время внутриполитического кризиса в РБ, вызванного президентскими выборами 2020 года, президент Белоруссии дал интервью российским журналистам, где признал, что мог стать русско-белорусским президентом в начале XXI века[12]. Учитывая эти обстоятельства, А. Лукашенко действительно рассматривал вариант стать президентом СГ, но когда у Б. Ельцина появился приемник в лице В. Путина, то Белоруссия начала тормозить интеграционный процесс. Замедление темпов интеграционных процессов выражалось в следующем.
Во-первых, в своей внешнеполитической доктрине РБ начала проводить политику «многовекторности», от которой она не отказалась и по сей день. Даже непризнание легитимности нынешнего белорусского руководства западными державами и попытки свержения режима не смогли изменить внешнеполитический курс А. Лукашенко. Белоруссия так и не признала вслед за Россией Абхазию и Южную Осетию, продолжает твердить о территориальной целостности Украины, не признавая факта воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года[11]. В РБ продолжают работать западные НКО, которые формирует антироссийские настроения в белорусском обществе с ориентиром на Польшу. Именно они стали одним из каналов управления недовольных масс летом осенью 2020 года. Реализуя многовекторную политику, РБ объективно подтачивает устои и основы Союзного государства, не выполняя свои союзнические обязательства перед Россией.
Во-вторых, когда заходила речь о политической интеграции органов СГРБ, то белорусская элита начала всячески затягивать этот процесс. В начале 2000-х годов Президент РФ В. Путин из бюджета СГ выделил деньги на проведение первых парламентских выборов в СГРБ, но белорусская сторона не стала рассматривать эту инициативу. До внутриполитического кризиса в 2020 года в Белоруссии не существовало никаких пророссийских политических партий и сил, а недавно появившимся партиям как «Союз» и «Отечество», выступающим за интеграцию с Россией и проведение референдума о Конституционном Акте СГРБ было отказано в регистрации. На самом деле белорусская элита не видит себя в новом государственном образовании, где будет неизбежное доминирование России. «Для неё принцип суверенитета и независимости возводится в ранг бесспорно высшей национальной ценности. И в этом контексте строительство Союзного государства, задуманное в 1999 г. как прелюдия к созданию единого государства, лишается всяких перспектив» [Е. Пехтерева, 2006, с.2]. Руководство РБ заинтересовано в союзном строительстве исключительно ради экономических и торговых интересов, что обеспечивает ей стабильное развитие экономики, но не заинтересовано в политической интеграции с Россией.
Основываясь на данном тезисе необходимо проанализировать варианты, по которым может развиваться в дальнейшем Союзное государство. Первый вариант предполагает вхождение Белоруссии в состав РФ. Представляется, что данный выбор был бы естественным с точки зрения общей исторической памяти, генетического кода славянского братства, культурологического и хозяйственного единства наших народов. Однако в условиях режима правления А. Лукашенко, такая перспектива развития событий в интеграционных процессах СГ кажется маловероятной.
Второй вариант заключается в более тесной политической интеграции России и Белоруссии, но в форме конфедерации либо «мягкой» федерации, что могло бы быть перспективным вариантом в консолидации политических элит, но из-за искаженной позиции Белоруссии сохранить во что бы то ни стало свою независимость, этот сценарий при нынешней белорусской власти также не может быть реализован.
Третий вариант сохраняет статус-кво, где Россия и Белоруссия два независимых государства действуют в рамках СГРБ через созданные ими наднациональные структуры. Этот вариант характеризует современное состояние СГ, но он не способствует более углубленной политической интеграции.
Четвертый вариант – самый пессимистический. Он предполагает полное отдаление двух стран, разрыв межгосударственных отношений и денонсацию СГРБ. Подобное развитие событий на сегодняшний день, казалось бы, не представляется возможным сценарием, с учетом существующих тесных связей между Россией и Белоруссией в экономической, политической, социальной, духовной сферах. Но в начале 2010-х годов никто и не верил в «украинский майдан» и в войну на Донбассе. И если бы сработала украинская провокация с «вагнеровцами», то отношения между двумя союзными странами перешли на конфронтационную фазу.
Принимая во внимание изложенное, следует отметить, что на современном этапе интеграционные процессы в создании Союзного государства России и Беларуси не могут быть признаны совершенными и эффективными. Прежде всего, странам следует определиться, какую форму государственного устройства они выбирают и какое содержание вкладывают они в концепцию Союзного государства. От этого зависит характер объединения, масштаб и глубина интеграционных связей. Поэтому целесообразно принять закон о выборах парламента СГРБ, рассмотреть проект закона о Конституции Союза Федеральным собранием РФ и Национальным собранием РБ, вынести Конституционный Акт на референдумы в России и Белоруссии и внести соответствующие изменения в Конституции двух стран. «Референдумы в России и Беларуси должны дать ответы на вопросы, на каких принципах объединяться: – обеспечения равенства прав и свобод граждан объединенного государства; – равенства регионов России и Беларуси как субъектов единого государства; – создания единых органов власти единого государства в соответствии с Конституцией РФ; – создания единого государства по принципу Евросоюза» [А. Караткевич, Ю. Головин, 2014, с.5,6]. Такая политическая интеграция России и Белоруссии заложит прочный фундамент в образовании юридически оформленных союзных органов власти и будет приемлема для политических элит союзных государств. Однако личные амбиции президента А. Лукашенко не позволят обеспечить подлинный Союз наших народов на основе федеративного государственного устройства с элементами внутренней автономии.
Несмотря на все имеющиеся проблемы в совершенствовании Союзного государства и интеграционных процессов Союзное государство России и Беларуси на сегодняшний день представляет собой пример братского и взаимовыгодного сотрудничества наших народов на постсоветском пространстве. По какому варианту будет развиваться СГРБ в ближайшей перспективе, покажет время. Очевидно то, что во многом ускорение интеграционных процессов в современном формате СГ будет зависеть от преемственности курсу интеграции в Союзном государстве политических элит России и Беларуси в условиях неминуемо приближающегося этапа «транзита власти» в обеих странах, выхода мировой экономики из экономического кризиса и последствий «пандемии». В конечном итоге большинство граждан СГРБ одобрят такое общее государственно-правовое устройство, при котором улучшится общая совместная жизнь в едином Отечестве от Бреста до Владивостока.
Список литературы.
Караткевич А. Г., Головин Ю.А. Процесс интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства. М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2014. 7 с.
Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская демократия. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. – 256 с.
Пехтерева Е. А. Российско-белорусские отношения: союзное государство или союз государств? М.: Мир перемен, 2006. 4 с.
Симонов В. С. Национальные и союзные интересы России и Белоруссии в процессе строительства Союзного государства. М.: Среднерусский вестник общественных наук, 2009. 4 с.
Высший Государственный Совет Союзного государства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.soyuz.by/official/vgs/
Парламентское Собрание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.postkomsg.com/higher_authorities /parliame ntary_assembly.php
Постановление Парламентского собрания Союза Беларуси и России от 2 ноября 1998 года «О преобразовании Парламентского собрания в представительный орган Союза». № № IХ-4 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakonrb.com/npa/o-preobrazovanii-parlamentskogo-sobraniya-v-predstavitelnyy
Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. – Официальный портал Парламентского собрания Союза Беларуси и России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belrus.ru/law/act /dokumentyi_ reglamentiruy uchie_de/reglament_ parlamentskogo _sobrani/ reglamentps.html
Союзное государство. Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www. postkomsg.com/higher_authorities/council_ of_ministers.php
Союзное государство. Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www. postkomsg.com/higher_ authorities/permane nt_committee/
BBC News русская служба: https://www.bbc.com/russian/news-53687887
RT на русском: https://russian.rt.com/ussr/article/781543-lukashenko-intervyu-polnyi-tekst
References
Karatkevich A. G., Golovin Yu. (2014), A. The process of integration of the Russian Federation and the Republic of Belarus within the framework of the Union State. Moscow: Vestnik Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. 7 p.
Kosov Yu. V., Toropygin A.V. (2009), The Commonwealth of Independent States: Institutions, Integration Processes, Conflicts and Parliamentary Democracy. Textbook for university students. Moscow: Aspect Press. 256 p.
Pekhtereva E. A. (2006), Russian-Belarusian relations: the Union state or the Union of States? Moscow: Mir peremeniy. 4 p.
Simonov V. S. (2009), National and Allied interests of Russia and Belarus in the process of building the Union State. Moscow: Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 4 p.
Parliamentary Assembly [Electronic resource] - Access mode: https://www .postkomsg.com/higher_authorities /parlame ntary_assembly.php
Resolution of the Parliamentary Assembly of the Union of Belarus and Russia of November 2, 1998 "On the transformation of the Parliamentary Assembly into a representative body of the Union". No. No. IX-4 [Electronic resource] - Access mode: https://zakonrb.com/npa/o-preobrazovanii-parlamentskogo-sobraniya-v-predstavitelnyy
Regulations of the Parliamentary Assembly of the Union of Belarus and Russia. - Official portal of the Parliamentary Assembly of the Union of Belarus and Russia [Electronic resource] - Access mode: http://www.belrus.ru/law/act /dokumentyi_ reglamentiruy uchie_de/reglament_ parlamentskogo _sobrani / reglamentps.html
Supreme State Council of the Union State [Electronic resource] - Access mode: http://www.soyuz.by/official/vgs/
The Union State. Official website of the Standing Committee of the Union State [Electronic resource] - Access mode: https://www. postkomsg.com/ higher _authorities/council_ of_ministers.php
The Union State. Official website of the Standing Committee of the Union State [Electronic resource] - Access mode: https://www. postkomsg.com/higher_ authorities/permane nt_committee/
BBC News Russian service: https://www.bbc.com/russian/news-53687887
RT in Russian: https://russian.rt.com/ussr/article/781543-lukashenko-intervy u-polnyi-tekst