Региональные движения в зарубежных странах на примере региона каталония
Главная \ Слово Ярослава \ Региональные движения в зарубежных странах на примере региона каталония
Дата публикации: 25.10.2022
Аннотация: в статье рассматривается проблема политической активности региональных сепаратистских движений в современной Европе. В качестве примера берется регион Испании – Каталония, где был проведен референдум о независимости. Каталония как один из регионов Испании проявляет очень активную позицию на стремление к сецессии от центра, а различные политические движения поддерживают подобную инициативу. Проведённый референдум стал началом раскола испанского общества. На основе этого актуально проанализировать политические региональные движения Каталонии, узнать обладают ли они реальной политической силой, способной отделить Каталонию от Испании.
Ключевые слова: региональные политические движения, Каталония, референдум о независимости, К. Пучдемон, М. Рахой, Народная партия
Современный глобализированный мир представляет собой объединение различных народов и стран, чьи правительства делают попытки реализации постепенной интеграции своих государств в одно единое пространство. Одним из таких успешных проектов демонстрировал из себя Европейский союз. ЕС это экономическая, политическая, культурная и идеологическая ассоциация, представляющая за собой союз европейских стран, в котором граждане обладают правом свободного передвижения на территории ЕС, обладают набором политических прав (право избирать и быть избранными на муниципальных и общеевропейских выборах в любой стране ЕС) и могут осуществлять финансовые операции общей валюты евро в пределах зоны ЕС. Политическая система ЕС долгое время стирало границы идентичности европейских народов соединяя их в одну нацию – европейцы. Такая политика проводилась для воплощения в жизнь идеи объединенной Европы. Но построить объединенную Европу нелегко, если не сглаживать межнациональные противоречия в странах ЕС, которые длятся веками. При этом политики ЕС поддерживая отделения бывших югославских республик и развивая культурную идентичность народов стран – членов ЕС не заметили, что эти действия повлияли на развитие региональных политических движений внутри стран ЕС, добивающихся обладанием суверенитета, каким обладали в Средние века. Претворение в жизнь таких планов может оказать особое влияние на безопасность всех стран ЕС, где будет неизбежен «эффект домино», способный создать новую Европу мини-государств.
Во времена Средневековья на территории Европы существовало множество государств. Со временем малые страны попадали под влияние крупных и объединялись с ними путем войн и династических браков как Кастилия и Арагон. Такое объединение не учитывало различие этнического и религиозного факторов народов от государствообразующего народа. Так, объединялись многие современные европейский страны. В некоторых государствах как Франция этот процесс проходил без осложнений. Бретонцы, корсиканцы, бургундцы и д. постепенно ассимилировались во французов. Но в таких странах как Испания и Италия этот процесс проходил с трудностями. После Второй Мировой войны Италия стала регионалистским (регионализованным) государством. Регионализованное государство – это форма государственного устройства, напоминающее унитарное государство, но с децентрализованным характером, в котором административно-территориальные единицы обладают широкими правами и полномочиями в рамках самостоятельных решений на региональном и местном уровне. Такая форма государственного устройства предполагала для этих стран решение вопросов с сепаратизмом и региональными движениями, добивающихся отделения своих регионов от центральной власти с целью создать независимое государство. В конце 70- х г. XX в. Испания тоже стала регионализованным государством, но в ней процессы нациестроительства проходили сложнее. Регионы Испании в отличие от других регионов европейских стран проявляют очень активную позицию на стремление к сецессии от центра. Потому как региональные движения Испании реализуют свои идеи отделения не только на словах, но и на практике. Это видно с прошедшего недавно референдума о независимости Каталонии, который показал всю сложность отношений Испании и Каталонии.
В истории Испании регион Каталония всегда вызывал особое внимание со стороны центрального руководства. По причине ключевой роли Каталонии, которую она сыграла в создании Испанского государства. Официальным годом появления Каталонии как государства называют 988 г. Долгое время Каталония была независимым и сильным государством. После образования династического союза между Барселонским графством и королевством Арагон (1137 г.) новое государство, где доминировали каталонцы, постепенно достигло апогея своего могущества. В этот период оно обладало обширными территориями, расположенными не только на Западной, но и на значительной части Северного Средиземноморья и включало Валенсию, Балеарские острова, примерно половину современной континентальной Италии, Сардинию, Сицилию, земли на территории современной Греции. После заключения династического брака монархов Кастилии и Арагона в 1497 г. образовалось объединенное государство, где власть и влияние приобрели кастильцы, которые стали своего рода государствообразующим народом. В 1516 г. Кастилия и Арагон стала называться Испанией. Такое название она получила в честь карфагенской и риской провинции Spania. Новое название страны должно было ассимилировать различные народы, проживающие на Пиренейском полуострове в единое целое, но каталонцы не хотели терять свою этническую идентичность. После объединения их статус в едином королевстве уменьшался, а вскоре Каталония стала одной из провинции государства. Эти исторические события послужили одной из причин появления и роста каталонского сепаратизма. Каталонцы помнили свою страну великой и независимой, обладающей своим языком и культурой, а также помнили об исторической несправедливости и занижения роли Каталонии в создании Испании.
Кроме исторических причин на влияние современного сепаратизма каталонцев оказал уровень экономического развития региона. Каталония является самым развитым экономическим регионом Испании, приносящий в бюджет государства 70% налогов от всей страны. Простым каталонцам не нравится, что большая часть налогов, которые платит население, остаются не в самом регионе, а идут в центр. Согласно последним данным, Каталония находится на третьем месте среди остальных автономных сообществ Испании по экономическим вложениям в единую страну и лишь на десятом месте по размерам средств, получаемых от центрального Правительства из бюджета государства, что является неравноценным обменом и укрепляет идеи об обретении независимости с целью использовать внутренние ресурсы для развития своего собственного региона, а не менее развитых сообществ страны [7].
Нерешенность накопленных проблем в отношениях между центральным правительством и местной властью порождало негодование среди каталонского населения, чьи настроения использовали региональные политические движения, ведущие свою сепаратистскую политику, впоследствии предпринимая наиболее радикальные шаги, связанные с полным отделением от Испании и созданием своего государства. По мнению их противников, они ради обретения независимости Каталонии нарушили конституции страны и спровоцировали гражданское противостояние внутри испанского общества. Так это или нет, разузнаем из событий, приведших к Каталонскому кризису.
Зародыши каталонского сепаратизма появились в XIX веке в виде самостоятельных политических идей и направлений, связанных с именами известных каталонцев. Например, известный скульптор Антонио Гауди считал себя каталонцем, а не испанцем и на встречах с королем требовал, чтобы его называли каталонцем. В начале XX в. начинается борьба каталонцев за создание своей автономии. После упразднения монархии и провозглашения республики в 1931 г. Каталония получает автономию, но ненадолго. После прихода фашистского режима к власти автономия Каталонии была ликвидирована. Ф. Франко очень жестоко подавлял не только своих политических оппонентов, но и каталонских сепаратистов. После смерти Франко и установления в Испании конституционной монархии началась демократизация общественной и политической жизни страны, которая заложило основу для новой Конституции, где все регионы Испании получали автономию. В 1979 г., после восстановления демократии, Генеральные кортесы Испании (парламент Испании) утвердили новый Статут об автономии Каталонии, в котором, по сравнению со Статутом 1932 г., были расширены полномочия автономных органов власти в сферах образования и культуры, но ослаблены в таких важных областях, как правосудие, финансы и поддержание общественного порядка. Каталония определялась в Статуте (1979 г.) как «национальность», каталанский язык квалифицировался как «собственный язык Каталонии», официально признанный на её территории наряду с испанским [2, с 6]. Однако предоставленная широкая автономия Каталонии, которой не обладали другие регионы Испании проблему с сепаратизмом каталонцев не решило.
После победы на парламентских выборах 2004 г. Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) все чаще стали звучать требования от региональных националистических движений разных политических ориентаций предоставить еще большую автономию Каталонии. Центральная власть вынуждена была с ними считаться, так как не хотела терять электорат Каталонии. В 2006 г. Генеральные кортесы одобрили новый Статус об автономии Каталонии, расширивший автономные права региона, где указывалось, что Каталония – это «нация». Но с этим решением парламента была не согласна консервативная Народная партия, представившая в Конституционный суд возражения против нового Статуса Каталонии. Суд признал новый Статус незаконным и его решение нельзя было опротестовать. Вердикт КС спровоцировал полуторамиллионные демонстрации протеста в Барселоне. По этой причине в 2012 г. в результате протестного голосования на автономных выборах в Каталонии победила коалиция «Конвергенция и Союз» во главе с Артуром Масом, провозгласившая курс на проведение референдума об отделении Каталонии от Испании. В то же время власть центрального правительства заняла Народная партия. Именно с этого времени начинается политический конфликт между властями Мадрида и властями Барселоны, вызванные вердиктом КС под давлением Народной партии.
Народная партия была образована бывшими членами Испанской фаланги единственно правящей партии времен диктатора Ф. Франко. Конечно Народная партия не является ультраправой, но её члены в вопросах национального суверенитета и единства испанской нации хранят заветы франкистов. Поэтому они всячески выступают против предоставления еще большей автономии Каталонии или другой провинции видя в этом угрозу расчленения страны. Но их действия с апелляцией в КС и бескомпромиссная политика отказа от автономии только мобилизовала региональные силы.
Сначала референдум об отделении Каталонии от Испании был назначен на 9 ноября 2014 г. Правительство Испании предпочло отказать каталонцам в праве на проведение референдума, что было зафиксировано юридически в вердикте КС, по которому проведение референдума нарушало территориальную целостность и суверенитет государства. Автономное правительство Каталонии (Женералитат) во гласе с Артуром Масом решило не идти на прямое неповиновение центральным властям, а действовать в правовом пространстве. В этом случае у А. Маса стала задача усидеть на двух стульях. С одной стороны, сохранить единство политических сил, выступающих за независимость, с другой – найти компромисс с региональными националистическими силами, преимущественно левыми, занимающие важное значение на политическую жизнь в Каталонии со времен Республиканского правительства 30-х г. XX в. Чтобы удовлетворить все позиции региональных движений в Каталонии и понять намерения центрального правительство, парламент Каталонии назначил представителей парламентских партий в контрольную комиссии по проведению плебисцита о поддержании идеи независимости. Эти действия испанское правительство расценило как неправовые. Мадридский юридический блок (в составе аппарата правительства, Министерства юстиции и государственной адвокатуры), в котором не было единства по вопросу, как правильно реагировать на действия каталонских властей, на сей раз проявил единомыслие: каталонцы, до этого балансировавшие на грани закона, явно ослушались решения Конституционного суда, что имело признаки выхода за правовое поле [6]. Поняв намерения центра Женералитат Каталонии отказался от проведения референдума, назначив вместо него проведение опроса, который не был согласован с центральным правительством. По нему подавляющая часть избирателей проголосовала за независимость Каталонии.
А. Мас истолковал результаты опроса как успех сторонников независимости и призвал испанские власти дать согласие на проведение официального референдума, чтобы реализовать демократический международный принцип - право народов на самоопределение. В свою очередь глава правительства Испании Мариано Рахой не признал итоги опроса. По его мнению, опрос закончился провалом сторонников независимости, поскольку две трети каталонских избирателей и иностранцы опрос проигнорировали, а голосование не было демократическим и носило за собой пропагандистский шаг сепаратистов. Единственный законный путь, по которому правительство М. Рахоя готово сотрудничать с Женералитатом Каталонии в вопросах референдума это конституционная реформа. Но эта дверь, по словам М. Рахоя, также закрыта, потому что «я и моя партия будем выступать против любой реформы Конституции, которая предполагает самоопределение и тем самым упразднение национального суверенитета» [4]. Но несмотря на непреклонность испанских властей каталонские власти предприняли новый план достижения независимости Каталонии.
Новый план достижения независимости Каталонии предполагал проведение новых автономных выборов как замена референдума. На них все партии, ратующие за независимость, предоставляют один общий список кандидатов, в котором кроме членов партий входят представители гражданского общества, влиятельные эксперты, известные люди Каталонии. Если этот список наберет абсолютное большинство голосов избирателей, то у властей региона будут все основания объявить о независимости Каталонии в течение полутора лет. За это время каталонские власти официально проинформируют международные организации и испанское правительство о своих намерениях. После этого пройдут новые выборы вместе с референдумом о независимости. Казалось, что такой вариант самый демократический и выгодный для всех политических сил в Испании и Каталонии, но явная боязнь М. Рахоя оказаться в глазах испанских избирателей предателем Родины, предоставивший возможность Каталонии отделиться от Испании, не позволило ему пойти и на этот вариант. Дальнейшее развитие событий показало, что жёсткая и безапелляционная политика Народной партии только усиливало националистические настроения в Каталонии, приведшие в итоге к точке невозврата.
В начале 2016 г. новым главой Женералитата Каталонии стал упорный националист Карлес Пучдемон. Ему в отличие от Маса удалось на практике оформить программу действий, направленную на построение национальной государственности, путем осуществления референдума. Это было сделано вопреки позициям официального Мадрида. К. Пучдемон пошел на прямое неповиновение официальным властям, был обвинен в нарушениях испанских законов, подвергся судебным преследованиям, но не изменил свои принципам. Референдум о независимости Каталонии Женералитат провел 1 октября 2017 г. Ранее Конституционный суд Испании объявил его незаконным, а центральное правительство пригрозило организаторам референдума судебными разбирательствами. На референдум был вынесен единственный вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?». По результатам референдума, явка на нем составила 43 %, а число проголосовавших за независимость составило 90%. Реакция испанского правительства для некоторых была ожидаемой, так как сторонники независимости знали на что идут, но мало кто ожидал, что Центр применить грубую силу полиции против голосующих на избирательных участках. Даже те граждане, которые не одобряли действия каталонских властей после применения центра силы встали на сторону сепаратистов. Эти события дня голосования принесли свой вклад в получении большого процента проголосовавших избирателей.
После итогов референдума парламент региона 27 октября 2017 г. объявил о независимости Каталонии, на что испанские власти приостановили право региона на автономию и ввели прямое управление в Каталонии. У центрального правительства не оставалось вариантов как пресечь попытку незаконного отделения территории и действовать жесткими недемократическими методами. 3 ноября 2017 г. испанскими властями были арестованы восемь членов каталонского правительства, а на следующий день выписан международный ордер на арест Карлеса Пучдемона как организатора подрыва суверенитета и территориальной целостности Испании. В данный момент К. Пучдемон находится в Италии под подпиской о невыезде. Испания требует его экстрадиции, где заочно приговорили к 13 годам лишения свободы.
В конце 2017 г. состоялись досрочные выборы в Каталонский парламент, по итогам которых сторонники независимости региона утратили доминирующие позиции, но сохранили рычаги влияния на Женералитат (21 % голосов и 34 депутатских мест из 135). Новая автономное правительство во гласе с Кимом Торрой заявило о своих намерениях добиваться независимости Каталонии от Испании, не повторяя ошибок К. Пучдемона. Но на этот раз сторонникам независимости было труднее предпринять шаги в этом направления, по причине того, что большинство в парламенте занимала оппозиция. Партия «Граждане» во главе с Инес Гарсии, набравшая на выборах (25 % голосов и 37 депутатских мест из 135) выступала против отделения Каталонии от Испании и поддерживала действия центрального правительства. Они представляли тех каталонцев, которые были не рады видеть Каталонию независимой, так как у неё не было шансов стать благополучной европейской страной. По их мнению, у Каталонии после независимости оборвутся долголетние экономические отношения с Испанией, что плохо скажется на экономике нового государства. Непременно будут политические риски, потому как Каталонию из стран ЕС никто не признает независимой страной из – за давления Испании, которая начнет выходить из ЕС в случае признания Каталонии любым членом ЕС. С мнением сторонников партии «Граждане» согласны политологи. По их мнению, не все каталонское общество готово поддержать процесс сецессии Каталонии из Испании. «Представители каталонского общества имеют различные взгляды на ситуацию с выходом региона из состава единого государства, именно поэтому, характеризуя А. Маса и К. Пучдемона граждане и независимые политики смело заявляли, что ни одного из них нельзя назвать президентом всей Каталонии и всех каталонцев, так как отказ принять во внимание мнение той части каталонского народа, которая не поддерживает разрыв отношений с Испанией, говорит о том, что 129-й и 130-й президенты Женералитета в своих действиях руководствовались лишь своими сепаратистскими идеями и пользовались поддержкой лишь части каталонцев, которую представляли как всю Каталонию в целом» [5]. С новыми выборами в парламент Каталонии противостояние центра и региональных сепаратистских движений не закончилось.
Спустя два года после референдума Верховный суд Испании 14 октября 2019 г. вынес приговор в отношении девяти каталонских политиков, причастных к организации референдума о независимости в 2017 году. Приговор суда спровоцировал многочисленные акции массово протеста против решения Верховного суда. Сторонники независимости Каталонии блокировали автодороги, железнодорожные пути, в аэропорту Барселоны произошли столкновения с полицией. Митингующие забрасывали полицейских камнями, сносили заграждения, поджигали контейнеры для мусора, пытались прорваться к зданиям представительств испанского правительства. Полиция применила дубинки и резиновые пули. Акции протеста охватили все города Каталонии и закончились задержаниями участников полиции. Вскоре началась пандемия COVID-19 и Каталонский кризис на некоторое время исчез из политической жизни Испании.
Безусловную роль в Каталонском кризисе сыграли региональные политические движения, выступающие за независимость Каталонии от Испании. Предоставленная центром широкая автономия Каталонии стала стержнем для будущей реализации процесса сецессии сепаратистами. «Каждый референдум, организованный в Каталонии с момента прихода к власти А. Маса и его последователя К. Пучдемона, основное правительство в Мадриде стремилось за максимально короткие сроки признать нелегитимным и аннулировать результаты голосования путем обращения в Конституционный суд страны, который, согласно статье 161.1 Конституции Испании, занимается рассмотрением «заявлений о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона». Действия политических лидеров Каталонии, направленные на реализацию их идей о сецессии, нарушают множество законов Испанского королевства, начиная с 1 и 2 статей КИ, где речь идет о нерушимости единой страны и необходимости принятия каких-либо изменений в государстве не одним регионом, а всеми жителями Испании, что для Каталонии кажется ненормальным и неправильным, так как по последним данным 52,5% каталонцев не доверили бы решать судьбу своего региона всем гражданам королевства [3]. В дополнении к этому, Парламент Каталонии, при принятии своих решений о достижении независимости через проведения референдума на территории сообщества, нарушил статью 149.1.32 КИ, где говорится, что в обязанности и права государства, а не региона, входит «Разрешение на проведение опросов населения посредством референдума», то есть само проведение референдумов в королевстве не запрещено, но должно осуществляться согласованно с порядком, прописанным в 92 статье КИ» [1, с 3].
Конечно такие лидеры как Мас и Пучдемон шли к своей цели нарушая конституцию Испании и вердикты КС, надеясь реализовать демократическую норму международного права – право народов на самоопределение и осуществить свои политические амбиции, став героями освободившими и создавшими новое государство – Каталония. Накал политических страстей можно было избежать, если бы правительство М. Рахоя смогло бы найти компромисс с региональными властями и избежать мятежных действий. Примером для компромисса мог стать вариант проведения новых автономных выборов как замена референдума, предложенный А. Масом. Отказ от такого варианта повлиял на падение рейтинга Народной партии, что не спасло её от проигрыша социалистам на выборах 2018 г.
По результатам автономных выборов 2021 г. победу вновь одержали сторонники независимости Каталонии, а новое автономное правительство во главе с Пере Арагонесом снова взяло курс на проведение нового референдума о самоопределении Каталонии, организованного по образцу шотландского референдума 2014 г. с согласия центральных властей. Более лояльное правительство Каталонии по отношению к центральным властям введет с правительством П. Санчесом переговоры о разрешении Каталонского кризиса. При этом как бы не велись переговоры Центр не позволит отделиться от Испании ни Каталонии не какой – либо провинции, что является самоубийством для представителей испанской политической элиты. К тому же успех независимости Каталонии вполне запустит «эффект домино» по всему ЕС, что подорвет национальную безопасность европейских стран.
Список литературы
1. Василенко С. А. Лысенкова М. В. Степанова К. С. Проблема политического лидерства в Каталонии. M: Азимут научных исследований: экономика и управление, 2019.
2. Орлов А.А. Проблема сецессии на современном этапе. На примере Шотландии и Каталонии. М: Научно-аналитический журнал обозреватель – Observer, 2015.
3. Cortizo Gonzalo El 52% de los catalanes no quiere que se consulte al resto de españoles sobre la independencia // El Diario [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.eldiario. es/politica/catalanes-asegura-con-sultar-espanoles-independencia_0_689081246.html
4. Cue C. E. Rajoy califica el 9-N de “fracaso” y no preve ningun plan para Cataluna // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://politica.elpais.com/politica/2014/11/12/actualidad/ 1415784523_151622. html
5. La mayoría de los catalanes no quiere la independencia // ABC [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.abc.es/espana/catalunya/polit-ica/abci-mayoria-catalanes-no-quiere-independencia-201709120357_no-ticia.html
6. Rios P. Mas desafia al Constitucional al designar la “junta electoral” del 9-N // El Pais. 03.10.2014. 3 Oct.
7. Sala Agustí Catalunya, tercera comunidad en aportar y décima en el reparto de inversiones //El Periódico [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elperiodico.com/ es/politica/20170713/catalunya-tercera-co-munidad-en-aportar-y-decima-en-el-reparto-de-inversiones-6165691