СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ КАК КОНФЛИКТНЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Мишенков Ярослав Александрович
Аннотация. В статье рассматривается конфликтная форма диалога различных культур на основе анализа труда американского политолога Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Принято считать, что любой диалог должен выстраиваться через взаимоуважительные отношения друг к другу, где стороны учитывают интересы своих оппонентов. Наиболее это актуально для культур, которые отличаются по языковому общению, менталитету, религиозным ценностям. Если не учитываются эти отличия, то между культурами возникают конфликты, способные надолго посеять враждебную ненависть. Мировая история знает множество таких примеров. В современном мире пережитки мешают культурам устанавливать партнерский диалог. Вместо него наблюдается конфликтный диалог культур. Исторические контексты являются базисом распространения культурных конфликтов.
Ключевые слова: столкновение цивилизаций, диалог, культура, конфликт, ислам, Китай, Запад, Нагорный Карабах.
В основе конфликтного диалога между культурами лежат этнические, религиозные, ценностные причины, которые восходят к историческим корням. В истории представители одного культурного мира напоминают другой культуре о существующих между ними противоречиях, которые запоминаются дискриминационными действиями, кровавыми воинами, пораженческими унижениями и прочими постулатами. Неспособность находить компромиссы, искать решения проблем с помощью переговоров приводят к печальным последствиям. Актуальным примером этого явления являются события в Нагорном Карабахе, где противостоящие стороны конфликта не желают урегулирования или с трудом идут на мирный диалог. Этот нерешенный конфликт длиться больше 30 лет, в котором независимые государства Армения и Азербайджан отстаивают своё право на владение территорией, апеллируя различными доводами (в основном исторические), которые не приводят к конкретному решению.
О том, что побуждает культуры воевать друг с другом и почему человечеству трудно этого избежать, обосновал ещё в 1996 году профессор Гарвардского университета С. Хантингтон в своём труде «Столкновение цивилизаций»[1]. Книга была написана в период окончания Холодной войны, когда в мире начали господствовать идеи западного либерализма, которые должны быть восприняты всем человечеством. Либеральные концепции основаны на тезисах Запада о его победе в Холодной войне, где никакая идеология кроме либерализма не может быть утверждена в мировом масштабе, так как идеология коммунизма, противостоящая Западу, не смогла сохранить свой статус как альтернативу либерализму. Об этом подробно изложил Фрэнсис Фукуяма в труде «Конец истории и последний человек»[2]. С такими выводами был не согласен Хантингтон, считавший мировой порядок более сложным и неоднозначным. Несмотря на наступившую гегемонию Запада есть силы, которые не согласны с этим и будут этому противостоять. У этих сил есть определенные черты, позволяющие им бросить вызов Западу. Этот вызов связан не с идеологией, а с культурой и цивилизацией. Неслучайно работа Хантингтона называется именно «Столкновение цивилизаций». По его мнению, будущее мира будет определяться от баланса сил разных цивилизаций, которые по своим культурным различиям, геополитическим возможностям не потерпят господство одной цивилизации в лице Запада и будут этому сопротивляться.
По Хантингтону, человеческая история – это история цивилизаций, которые являются процессами эволюции и столкновения других цивилизаций. Цивилизация представляет собой развитое состояние народа и его превосходство над другими народами. Это выражается через законы, язык, менталитет и культуру. Культурная основа цивилизации является её базисом, которая выражает её интересы на планетарное влияние. Из-за несходства культур различных цивилизаций возникают конфликты, разделяющие человечество по линиям разлома. Эти линии разлома символизируют границы между культурами цивилизаций, выражающиеся, прежде всего, в этническом и религиозном факторе. Таким примером являлись страны бывшей Югославия. Существование подобных линий разлома делают будущие конфликты не на идеологической или экономической, а на культурной основе.
Хантингтон утверждает, что Западная цивилизация, являясь наиболее сильной и могущественной чем остальные, широко распространяла свои убеждения как универсальные, которые должны другие цивилизации учредить в своей культуре. К ним относятся демократизация, либеральные свободы, права человека и индивидуализм. Страны Запада считают, что в праве их распространять по всему миру, потому что победили в Холодной войне. Несмотря на положительный эффект ценностей Запада многие не-западные цивилизации не желают принимать их как универсальные. Их неприятие объясняется национальной культурой, противоречащей ценностям Запада, которую они хотят сохранить. Такими цивилизациями станут Китай и страны ислама.
По мнению Хантингтона, Китай укрепляет свою цивилизацию благодаря быстрому экономическому росту. Граничащие с ним региональные державы будут признавать его доминирующие положение, во всем его поддерживать. Так как они принадлежат к одной цивилизации, имеют общие культурные черты, что придает им выгодное положение в регионе. Поэтому Хантингтон считает, что подъём Китая представляет собой самую мощную долгосрочную угрозу Западу, поскольку китайское культурное утверждение противоречит планам Запада по недопущению региональной гегемонии в Восточной Азии. Исламская цивилизация, по мнению Хантингтона, переживает массовый демографический прирост населения, что создает нестабильное положение внутри стран ислама и в не-исламских странах. Из-за проблем с бедностью и образованием, граждане исламской цивилизации вступают в различные фундаменталистские движения, где получают социальную поддержку, которую не получили от государства (школы, больницы). Их идеология, построенная на создание халифата, привлекает все больше людей, так как мусульмане пережили «Исламское возрождение», для которых ислам стал источником силы, влияния и смысла жизни. Афганская война и война в Персидском заливе объединили исламскую цивилизацию, которая сможет противостоять давлению Запада путем распространения культуры ислама и мигрантов внутри неё.
Таким образом, теория Хантингтона о столкновениях цивилизаций подтвердила своё реальное обоснование через конфликтный диалог культур, в том числе между странами Запада, Китаем и исламом. Культурные ценности дают народам и нациям ответ на вопрос: кто мы такие. Осознание индивидами своей принадлежности к определенной культуре через происхождение, религию, язык, общественные институты дают им больше возможностей защитить свою идентичность от современных глобализированных процессов. Сохранение национальной культуры помогают бороться с отрицательными чертами глобализации, которые делают неизбежным столкновений цивилизаций как конфликтного диалога культур. «Философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях. Возрождение религии в большей части мира усиливает эти культурные различия. Культуры могут изменяться, и природа их влияния на политику и экономическое развитие может различаться в разные исторические периоды. И все же очевидно, что основные различия политического и экономического развития различных цивилизаций имеют корни в различии культур»[3].
Библиография
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Издательство АСТ, 2018. - 640 с.
2. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Издательство АСТ, 2004. - 576 с.