ТРАКТОВКА ИДЕОЛОГИИ И УТОПИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. МАННГЕЙМА
Аннотация. Немецкий и британский политический философ, социолог, основатель направления социологии знания К. Маннгейм является одним из известных ученых, принесших вклад в развитие политической науки. Применяя социологическую науку в изучении духовных основ и культуры человеческого познания ученый исследовал функционирование политической жизни общества. Основываясь на социологии мышления, К. Маннгейм анализирует актуальные политические проблемы в Веймарской Германии акцентируя внимание на единстве поколений, преимуществ и недостатков партийной конкуренции, популярности консервативных и левых течений. На основе разработанной им методике он написал знаменитый труд «Идеология и утопия», ставшей фундаментов его политической философии. В этой книге автор выявил новые подходы к пониманию научного знания, трактующие социально – исторические механизмы с помощью понятий идеология и утопия. Как они формируют и оказывают влияние на развитие политического бытия составляет актуальность работы К. Маннгейма.
Ключевые слова: Идеология и утопия, К. Маннгейм, социология сознания, политическое бытие, общественное бытие, коллективное бессознательное.
В своей философско-политической работе «Идеология и утопия», написанной в 1929 г. К. Маннгейм пишет о сущности идеологии и утопического сознания как главных элементов политического бытия социологии сознания. Для автора процесс понимания социологии сознания очень важен так как он объясняет законы и нормы участия в политической жизни независимых личностей. Развивая термин «социология знания», ученый подчеркивал, что любое мышление формируется в социальной атмосфере, где задачей социологии знания является соотношение идейно – духовных принципов с социальными позициями носителей общества. Часто такое мышление сформировано бессознательно. К. Маннгейм пишет: «Индивид сам создает тип языка и мышления, который мы связываем с ним. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах своей группы» [3]. Приведенная мысль исследователя означает важность от этих значений находить свою составляющую в конкретном сообществе. Поэтому, чтобы знать социальную природу человека потребуется изучить способ мышления. Для этого следует обратить внимание на первое предложение труда: «Задача данной книги показать, как люди действительно мыслят», где такой тезис выражает основную проблему для написания произведения «Идеология и утопия». Данная проблема через идеологию и утопию объясняет, как размышляют люди о политических отношениях и политике в целом.
По мнению немецкого исследователя, именно идеология и утопия формируют социальный образ мышления индивида, по которому он умеет мыслить. Определение понятия «идеология» у К. Маннгейма созвучно с определением другого немецкого ученого К. Маркса, где любая общественно – политическая идея является искусственной и скрывает реальное экономическое положение в пользу правящего класса. Но в отличие от марксистского определения, у ученого общественное сознание и бытие не могут относиться только к экономическим отношениям производства, так как они зависят от конкретной исторической эпохи. Например, в Средние века они были тесно взаимосвязаны с религиозными догмами. В этом смысле большую роль играют властвующие социально-классовые группировки и силы, исторически сложившиеся в разных государствах. Изучая марксистское понимание понятия «идеология» К. Маннгейм отмечает два главных критерия, отображающих истинное значение данного слова. Такими критериями являются её явное искажение общественного бытия в пользу интересов определенных групп и отображение структуры сознания личности, класса, народа, исторической эпохи. Ученый называет их «частичная» идеология и «тотальная» идеология.
«При первом виде идеологии в обществе наблюдается более или менее осознанное искажение тех или иных фактов. Подобное искажение есть социальная норма, которая признается большинством, и которая поддерживает социальный порядок. Безусловно, искажение фактов происходит в интересах субъекта власти, который и отвечает за создание и поддержание общественного порядка и стабильности. Во втором же случае, при господстве тотальной идеологии, наблюдается жесткая диктовка взглядов, фактов, которые должны разделяться всеми членами общества, и которые так же призваны поддерживать социальный порядок» [4].
Основываясь на этих пунктах, она опирается на социальное бытие, которое играет огромную роль в объединении экономических, религиозных, культурных, политических и других факторов, чтобы оказывать влияние на общественно-политическую жизнь. В этом заключается принципиальное отличие определения понятия «идеология» К. Мангеймом от марксистского значения. К. Маркс понимал идеологию только с точки зрения экономики, а К. Маннгейм с точки зрения социологии знания.
Если понимать подход К. Маннгейма к определению идеология, то каждый индивид относится к той или иной идеологии в соответствии со своим образом мышления, с собственной системой предубеждений к остальным идеологиям. В этом случае идеология становится тотальной. Она единственно объяснимая, которая верно преподносить истину происходящих явлений и событий. Все остальные объясняют картину мира не верно и пытаются доказать, что истина на их стороне. Ученый показывает это на примерах доктрин политической философии, на основе которых были сформированы современные идеологии и политические движения XIX—XX вв. К примерам он относил мышление исторического и бюрократического консерватизма, буржуазной либеральной демократии, фашизма, социализма и коммунизма. Они все повлияли на ход мировой истории так как для каждой из них был характерен особый стиль мышления, что превращало их в идеологию. Содержание в идеологии всех накопленных мыслей человечества мгновенно превращало её в инструмент воздействия на сознание масс, благодаря которому стремящиеся к власти группы интересов по своим понятиям формируют политическое бытие.
Политическое значение идеологии заключается не только в убеждении индивидов в правильности прописанного бытия, но и в осуществлении конкуренции за аргументированность той или иной истины, способствующей развитию демократии. Различие идеологий содействует политической борьбе, где приверженцы различных идеологических течений в бескомпромиссных политических дискуссиях стремятся выявить мотивы убеждений и действий идейного противника, чтобы переубедить его и доказать его неправоту. Обычно такие споры, по мысли ученого, основываются не на теоретических аргументах, а проявляются бессознательной коллективной мотивацией как господствующих, так и угнетенных групп, скрывающей подлинное состояние сообщества. Правящие группы не способны увидеть ряд факторов, которые поставили бы под вопрос существования их властного положения и подорвали уверенность элиты в этом. Потому что идеология правящей группы основывается на теоретических концепциях, они уверенны в правильности проводимого политического курса. Система идей доказывается опытом нахождения у власти и способностью ею распоряжаться. Любая идеология значит нечто большее, чем простое утверждение или отрицание фактов. Она означает сформированное мировоззрение, проявляющееся в стремлении политиков убедить массы в этом идеологическом мышлении. При этом это вовсе не означает, что такое бытие является верной трактовкой социальной реальности. «В кризисные моменты мировой и европейской истории наблюдается своеобразная когнитивная неадекватность правящих социальных групп, которые «просто не в состоянии увидеть ряд фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своём господстве» [2. – С. 40]. «Оторвавшись от реальности и погрузившись в мир Игры, эти элитные группы могут потерять власть, но для этого необходимо, чтобы сформировалась более адекватная контрэлита, способная эффективно влиять на интеллигенцию и осуществлять мобилизацию масс» [5]. Идеологическое знание, как и любое знание относительное, которому найдется альтернативное мнение. Под этим мнением ученый подразумевает утопию. В связи с этим основной темой книги «Идеология и утопия» является противопоставление утопии идеологии.
С точки зрения К. Маннгейма идеология и утопия отображают разные коллективные представления о политической действительности. Идеология воспроизводит сознание господствующих социальных групп, имеющих власть над другими членами общества, а утопия передает мышление оппозиционных слоев, противостоящие своим угнетателям. Утопия всегда будет нацелена на радикальное разрушение существующего порядка или изменение конкретных элементов общественной жизни, тогда как идеология стремится к сохранению настоящего образа жизни, стабилизируя его. По определению утопия схожа с идеологией, но порождена противниками властвующих политических элит. Утописты заинтересованы в освобождении своего состояния от политической зависимости и видят только то, что соответствует их настроениям. Они отказываются принимать все, что может сломить их веру и желают изменить положения дел. Их ориентированность на занятие доминантной позиции в обществе может стать перспективным шансом прийти к власти на фоне ослабления позиций правящей политической элиты. «Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию» [1]. С приходом утопических групп во власть, они получают правящий статус, и их утопия становится идеологией, так как их идеи смогут реализоваться на практике. Постепенно утописты, как и идеологи стремятся выдать свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. В дальнейшем им начинают противостоять другие утопические силы, в число которых могут входить представители бывшей власти, отколовшиеся политические соратники или новые оппозиционные группы. Следовательно, противостояние идеологии и утопии определяет социальные взаимодействия и баланс политической борьбы различных сил и движений. Однако после написания труда «Идеология и утопия» К. Маннгейм высказывал свои опасения по поводу дуализма общественного-политического бытия от идеологии и утопии. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. убедил автора в этом прогнозе, что отобразилось в его дальнейших работах во время эмиграции в Великобритании.
Находясь в английской эмиграции, К. Маннгейм высказывал, что предметом социологии знания являются идеология и утопия, конечная задача которой заключается в сохранении демократии в эпоху «массовых обществ», подверженных установлению тоталитарных режимов. Из-за кризиса западных демократических ценностей не нашлось ей альтернативы кроме тоталитарной системы, отвергающей смену идеологий на утопии. Этой проблематикой должны заниматься интеллектуалы, независящие от позиций групп интересов и находящиеся не над классами, а между ними. Исследователь замечает, что интеллигенция как определенный слой в социуме занимает доминирующую роль в составлении идеологии, ее поддержании и реализации на практике. «В каждом обществе есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Мы называем эти группы «интеллигенцией». Чем статичнее общество, тем более вероятно, что этот слой обретет в нем определенный статус, превратится в касту» [6]. Тем самым только интеллигенция способна через критические работы по раскрытию идеологических противоречий находить компромисс между интересами различных политических сил. Для этого у неё есть образование, привилегированность, чтобы разбираться в общественных проблемах, имея способность прогнозировать будущее развитие общества и пути достижения его благополучия.
В заключительных работах К. Маннгейм приходит к выводу, что идеологии и утопии противоположны официальной науке, хотя являются образами мышления. Так как научно мыслить могут только интеллектуалы, которые не относят себя ни к какой группе, могут быть свободными от коллективного бессознательного и им легче принимать на себя любые идеологические пристрастия. Потому что нет истинной идеологии, любой её тезис попадает под опровержение, созданный для сокрытия от правящих групп и классов действительного положения дел в обществе, для стабилизации их самих. Несмотря на это, идеология необходима в любом обществе так как нацелена на настоящее время, чем утопия. Но в отсутствии идеологии К. Маннгейм писал, что лучше уж пусть будет утопия, чем вовсе ничего, ибо обществу необходим как социальный контроль, так и то, что будет сплачивать его коллективное сознание.
Таким образом К. Маннгейм считает, что идеология и утопия осуществляют и определяют общественно – политическое бытие, зависящее от социального положения групп в том или ином историческом периоде времени. Они формируют мировоззрение человека, его представление о тех или иных социальных явлениях. Основная суть идеологии состоит из совокупности знаний, норм, ценностей и традиций, направляющие вектор развития внутри сообщества для обеспечения социального контроля и порядка в нём. Благодаря идеологии поддерживается коллективное сознание и знание, необходимое для накопления опыта будущим поколениям. Обратной стороной идеологии является её тотальная сущность. Если она содержит агрессивные, деструктивные и негативные черты, то её утверждения во властных верхах приведут к тяжелым последствиям как для общества, так и для государства. В частности, об этом беспокоился К. Маннгейм, когда видел популярность национал-социализма у немецких масс на фоне падения доверия к институтам демократического парламентаризма в Веймарской Германии. В свою очередь утопия подобна мифологии, которая из-за отсутствия конкретики в реализации своих идей не может гарантировать в улучшении потребностей человека и уверенности в завтрашнем дне. Хотя она очень привлекательна и быстро приживается в общественном сознании. Она, как и идеология обладает коллективным сознанием в чем заключается её преимущество обещать лучшую жизнь в будущем чем есть на самом деле, а также заранее не отвечать за последствия своих принимаемых решений в случае прихода к власти. Утописты формируют картину мира, где лежат мифы, иллюзии, заблуждения, но они предлагают альтернативу в случае неэффективности идеологических доктрин. В этой ситуации конфликт между идеологиями и утопиями неизбежен, который выступает неотъемлемой частью социальной реальности. Поэтому идеология и утопия служат инструментами социального контроля и сплочения коллективного сознания, что очень важно для развития социума и познания общественно – политического бытия.
Список источников и литературы.
1.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 212-213.
2.Маннгейм К. 1994. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 700 с.
3.Маннгейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. — Москва: РАО Говорящая книга, 2010. — С. 7. — 744 с.
4.Манцева Е. Р. Социология знания в учениях Карла Маннгейма. – М: Научные идеи, прикладные исследования и проекты стратегий эффективного развития российской экономики, 2016.
5.Трунов А.А. 2020. Интеллигенция, идеология и утопия в эпистемологическом проекте К. Манхейма. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 45 (4): 711–718.
6. Маннгейм К. Идеология и утопия. Глава 1. С.15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/an/