Патриотическое воспитание подростков средствами народных традиций

Главная \ Молодежь. Наука. Образование \ Анастасия Бичель: Патриотическое воспитание подростков средствами народных традиций
← Предыдущая Следующая →
0

Бичель АнастасияПроисходящие в современном обществе социально-политические и экономические преобразования выдвигают ряд важнейших задач по формированию личности как субъекта социально-культурной деятельности. Процессы глобализации, информатизации и мультикультурализации вызывают необходимость качественного содержания форм, методов и средств воспитания личности как патриота и гражданина.

Движущей силой прогресса и развития любого государства, как неоднократно подчеркивалось в Посланиях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступают патриотизм, любовь к Родине, земле предков, к своему народу, что проявляется в жизненной позиции человека, его повседневных трудах и остается незыблемым постулатом белорусской государственности.

Воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданского достоинства, сегодня невозможно представить без систематической, целенаправленной работы всех социально-культурных учреждений и организаций.

В свое время известный русский философ В.В. Зеньковский писал, что истинный патриот не может состояться, развиваясь вне традиций своего народа [1]. Этим автор хочет сказать, что система духовно – нравственного воспитания строится на приобщении к культурному наследию своего народа, на основе формирования понимания значимости культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему.

Для того, чтобы осуществлять патриотическое воспитание подростков средствами народных традиций, необходимо найти новые подходы, предполагающие косвенное воздействие. Ими могут быть: пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма; Воспитание подростков в духе уважения к героическому прошлому своей Родины; Изучение истории, культуры, традиций родного края.

Для изучения данной темы мы выбрали базу исследования ГУ »Березовский городской Дом культуры». Объектом исследования является процесс патриотического воспитания подростков. Предметом исследования выступают педагогические условия патриотического воспитания подростков средствами народных традиций.

Сотрудниками центра культуры был, организовали праздник «Смотрим в будущее, созидаем настоящее, не забываем прошлое…», посвящѐнного дню мастеров города Берѐзовки. Стеклозавод «Неман» города Березовки долгие годы был и остается образцовым предприятием, гордостью нашей Республики и мастера наши ценятся и за рубежом, поэтому так важно привить это чувство гордости всем жителям. Мне важно было сделать акцент на том, что только если бережно сохранить все лучшее, можно добиться новых высот, преумножить достижения завода. Это своего рода формула успеха «Смотрим в будущее, созидаем настоящее, не забываем прошлое». Так же звучало и название всего праздника.

Очень важно было найти верные пути для донесения выбранной темы. Это, в первую очередь сказалось на выборе форм мероприятий, наполнявших праздник. заложение капсулы «Память», Митинг – реквием в память всех людей прославивших завод «Неман», чествование лучших работников и т.д.

Цель проведенного праздника – приобщение подростков к истории, культуре своего родного края, к сохранению и изучению памятников города, восславить труд героев ОАО «Стеклозавод «Неман».

Задачи: воспитание у подростков чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое города Березовки, а также воспитание чувства коллективизма и преемственности поколений, формирование устойчивого интереса у подростков к истории родного края, просветительская деятельность средствами традиционной культуры, содействие возрождению традиционной культуры и ремѐсел, духовное и физическое развитие подростков.

В исследовании принимало участие 45 подростков в возрасте от 11 до 14 лет.

Использовались следующие методы исследования:

- устное анкетирование по выявлению интересов и запросов времяпровождения детей подросткового возраста;

- метод беседы с детьми подросткового возраста и их родителями, с помощью которой уточнялось и расширялась получения в процессе наблюдения информация;

- метод наблюдения, который позволяет собирать факты в естественной обстановке.

В качестве показателей, для определения заинтересованности подростка в той или иной форме времяпровождения, я опиралась на характерные особенности, выявленные «устным анкетированием».

Подросткам было озвучено несколько вопросов. Результаты заносились в свободные таблицы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что дети подросткового возраста в свободное время занимаются: 10% (7 человек) - отдых и развлечения; 25% (10 человек) – учеба; 25% (10 человек) – общение; 40% (20 человек) – участие в любительском художественном творчестве, занятия в технических кружках, занятия в спортивных секциях чтение, музыкальная школа.

В результате обработки данных опроса, получен достаточный объем информации, позволяющий объективно оценить уровень культурно-досугового обслуживания детей подросткового возраста и их заинтересованность.

Для более точного изучения интересов подростков к такой форме работы как праздник, мною был проведѐн качественный метод «опрос эффективности». Суть этого метода в наличие минимального количества вопросов, в данном случае два, которые задаются до и после проведения мероприятия. Участникам праздника было предложено ответить на первый вопрос «Нравится ли вам праздник ««Смотрим в будущее, созидаем настоящее, не забываем прошлое…», посвящѐнного дню мастеров города Берѐзовки?» – до начала проведения праздника. Второй вопрос, после проведения праздника «Как вы относитесь к предложенному мероприятию после просмотра?». Опрос проходил только с детьми подросткового возраста.

Результаты исследования показали, что праздник нравится детям: поэтому его нужно проводить, как можно чаще, Следует отметить, что праздник включает в себя комплекс форм социально- культурной деятельности .концерт шествие, чествование передовиков производства. игровую программу, спортивные состязания, что позволяет подросткам принять активное участие в их проведении. Таким образом, через систему разнообразных форм познавательной, просветительской и культурнодосуговой деятельности каждый подросток, прикасаясь к истокам народной художественной культуры и истории родного края, на деятельностном и эмоционально-эстетическом уровне присваивает, формирует в себе крупицы подлинно нравственных чувств – глубокого уважения предков, их труда, творчества; чувство гордости за свой край, бережного отношения к его природе, традициям, истории, культуре.

 

Список использованных источников

1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://education.simcat.ru/dou225/about10.html
2. Ершова Л.В. Патриотическая направленность содержания этнохудожественного образования в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 9. С. 18–21.
3. Соловьѐва Е.З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодѐжи в процессе возрождения народных обрядов: Автореф. на соискание учѐной степени кандидата педагогических наук. М., 2011. 25 с.
4. Власова И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: Автореф. на соискание учѐной степени кандидата педагогических наук. М., 2005. 22 с.
5. Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования. Теория и практика. Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH$ CO.KG., 2012.